"Этот безумец Платонов" появился на сцене Театра Российской Армии
Премьера в Театре Российской Армии. Благодаря усилиям режиссера Александра Бурдонского, на Малой сцене появился «Этот безумец Платонов». Комедия по первой юношеской пьесе Чехова «Безотцовщина» известна также как «Пьеса без названия» или «Платонов». И хотя написано это произведение было совсем юным драматургом – ему было 18 лет, в пьесе – масса глубинных смыслов и загадок, которые каждый раз приходится разгадывать заново. Вероятно, поэтому ее любят режиссёры.
Перебирая шикарные платья своей героини, Людмила Чурсина невольно перечисляет все противоречивые грани характера главного героя – сельского учителя Платонова. Интеллигента, запутавшегося в отношениях с женщинами, да и в самом себе заблудившемся. У Людмилы Чурсиной – роль Анны Войницевой, генеральши, одной из тех, кто любит этого бесхребетного, часто циничного, но такого обаятельного Платонова.
В основе спектакля «Платонов» – «Безотцовщина», или «Пьеса без названия». Чехов написал ее в 18 лет в период душевного кризиса, когда подумывал о самоубийстве. Герой пьесы Михаил Платонов доводит эту мысли до конца. Дон Жуан, любимец женщин, вызывающий зависть и раздражение мужчин, противоречивая натура, в которой добро и зло смешались, он страдает от потери собственных нравственных ориентиров. В результате – стреляется.
«Платонов для меня – это человек с больной совестью, у которого совесть болит. И если перекладывать это на Чехова, которому 18 лет, – видимо, это какое-то нравственное состояние нервозности, отсутствие идеалов, ведь, как я понимаю, у Чехова эти идеалы были, а новых он еще не нашел. Но найти пока не может. И совесть его мучает», – говорит заслуженный артист России Игорь Марченко.
Все перипетии чеховской пьесы сохранены в целости. Платонова же Александр Бурдонский выводит тонко чувствующим интеллигентом, на которых в сегодняшнем мире спрос невелик. Но только такой, по мнению режиссера, – герой времени.
«Мы живем в переломную эпоху, между веком веры утраченной и веры еще не найденной… И тоска Чехова, с моей точки зрения, – не по идеалам, которые утрачены, она по идеалам новым, во имя чего, ради чего жить. Вот это, мне кажется, самое главное, что меня здесь волновало», – пояснил режиссер, народный артист России Александр Бурдонский.
Из всех прочих пьес Чехова «Платонов», по мнению режиссера, самая запутанная и эмоциональная. Чеховские герои здесь еще не научились сдерживаться и говорить между строк. Они, как и автор, молоды, темпераментны, импульсивны. Тем режиссеру и интересны. «О, дураки! Не могли уберечь Платонова!» – восклицает в конце один из героев. Режиссер Александр Бурдонский вслед за ним говорит: сегодня беречь Платоновых особенно важно.