11 февраля 2016, 13:32 11 февраля 2016, 14:32 11 февраля 2016, 15:32 11 февраля 2016, 16:32 11 февраля 2016, 17:32 11 февраля 2016, 18:32 11 февраля 2016, 19:32 11 февраля 2016, 20:32 11 февраля 2016, 21:32 11 февраля 2016, 22:32 11 февраля 2016, 23:32

15 лет назад был показан балет "Щелкунчик" к 100-летию со дня рождения Василия Вайнонена

  • 15 лет назад был показан балет "Щелкунчик" к 100-летию со дня рождения Василия Вайнонена
Свою редакцию балета "Щелкунчик", наполненную волшебством и романтикой, Василий Вайнонен поставил в 1934 году в Ленинградском театре имени Кирова (Мариинский театр), а в 1938 году – в Большом театре. Позже постановка была перенесена на сцены многих театров в СССР и за рубежом.

11 февраля 2001 года в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко был показан балет «Щелкунчик» на музыку Петра Чайковского. Спектакль был посвящен 100-летию со дня рождения балетмейстера Василия Ивановича Вайнонена, в классической редакции которого балет исполняется в театре. Композитор, музыковед и педагог Борис Асафьев писал: «"Щелкунчик" – это симфония о детстве. Нет, вернее, о том, когда детство – на переломе. Когда уже волнуют надежды еще неведомой юности, а еще не ушли детские навыки, детские страхи. Когда сны влекут мысли и чувства вперед, в неосознанное – в жизнь, только предчувствуемую».

Свою редакцию балета «Щелкунчик», наполненную волшебством и романтикой, Василий Вайнонен поставил в 1934 году в Ленинградском театре имени Кирова (Мариинский театр), а в 1938 году – в Большом театре. Позже постановка была перенесена на сцены многих театров в СССР и за рубежом. В балете была использована новая техника классического танца, которой не существовало во времена Чайковского и Петипа. Подлинным шедевром хореографа стал «Танец снежинок», который часто исполняется как отдельный концертный номер. Сегодня, по традиции, в канун Нового года балет «Щелкунчик» присутствует в репертуаре ведущих музыкальных театров страны. 

Премьерный спектакль стал триумфом и балетмейстера, и исполнителей главных партий – Галины Улановой и Константина Сергеева. По воспоминаниям современников, Маша в исполнении молодой Улановой была одновременно и девочкой, и принцессой, чье отношение к миру, людям и сказочным чудесам было неизменно радостным и полным благодарности. Дирижировал оркестром Евгений Мравинский. Сам Василий Вайнонен к этому моменту уже был признанным мастером и снискал массу наград за постановку балета «Пламя Парижа», отдав дань идеологической «революционной» теме. Балет, в котором летели королевские головы и свергалась монархия, особенно любил Сталин. «На одном из спектаклей Иосиф Виссарионович спросил, имеет ли балет премию. Ему сказали: «Нет, балет уже старый, 1932 года». «Большая ошибка», – сказал Иосиф Виссарионович. На следующее утро радио сообщило: «Сталинская премия Первой степени…», – рассказывает сын Василия Вайнонена Никита Вайнонен. Спектакль о Французской революции был в репертуаре Большого более тридцати лет – вплоть до 1964 года. В 2000-х знаменитый балет возвратился на главную сцену страны в постановке Алексея Ратманского.

В одной из программ нового сезона «Большого балета» пара из Мариинского театра Надежда Батоева и Эрнест Латыпов исполняли па-де-де Маши и Щелкунчика-принца из одноименного балета. 13 февраля в сольной программе артист Большого театра Игорь Цвирко станцует вариацию Филиппа из балета «Пламя Парижа» в хореографии Василия Вайнонена.

INSTAGRAM (запрещена в РФ) ПРОЕКТА "БОЛЬШОЙ БАЛЕТ"

Все материалы о проекте "Большой балет"

Видео проекта "Большой балет"

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация