Спектакль Александринского театра "Чук и Гек" представили на "Золотой маске"
Режиссер-документалист Михаил Патласов сделал всем известных героев гайдаровского рассказа свидетелями эпохи сталинских репрессий. Подробнее ‒ Валерия Кудрявцева.
Идея разговора о страшном прошлом – репрессиях 1937 года, жертвах и палачах – пришла режиссеру Михаилу Патласову неслучайно. Раскулаченный прадед, истории друзей, которые через поколения чувствуют связь с этим прошлым.
«Мне позвонил артист. Он говорит, я не могу жить со своей девушкой, не могу жить в чужой квартире, хотя проблем нет. Досталась по наследству. Нет вопросов – живи спокойно. Он говорит, люблю ребенка, жену – не могу. Они пошли к психологу, и когда стали разбираться, выяснилось, что была родственница репрессирована, и другая часть родственников присвоила жилье человека, который попал в лагеря. Когда человек вернулся, квартира не была возвращена. Это чувство вины осталось», ‒ рассказал режиссер Михаил Патласов.
Идея соединить, кажется, несоединимое – детский рассказ Аркадия Гайдара для школьников про веселое путешествие двух советских мальчишек и серьезный разговор о судьбах людей, прошедших советские лагеря, сначала удивила многих.
«В начале репетиций я вообще не понимал, как можно совместить эту милую, ироничную с большим юмором, добрую повесть Гайдара, по-моему, для моего поколения одна из любимых детских книг. И как можно совместить это с интервью, всеми ужасами 37-го года. И так очень долго не совмещалось. Но видите, очень толковый, знающий режиссер, знающий, чего он хочет», ‒ отметил заслуженный артист России Аркадий Волгин.
У Патласова получилась история с тройной оптикой. Линия «Чука и Гека» сохранена почти полностью. Братья с мамой едут на Север через всю страну, чтобы встретить Новый год с отцом-геологом. В это путешествие вплетаются воспоминания тех, кто примерно в те же годы ехал по этапу в ГУЛАГ. Из сотен документальных свидетельств выстраивается история не общая, а личная. В спектакле заняты артисты нескольких поколений, с разным уровнем знаний и памяти о том страшном времени.
«Про 37-й год я знал очень мало. Хотя я из Карелии, а там 80 процентов всего построено заключенным. И в те годы, когда там люди сидели. Но для нас самих это было какое-то открытие», ‒ подчеркнул актер Дмитрий Бутеев.
«Очень много вопросов появляется ко всему на свете. Они зреют и зреют. Я надеюсь, что он и людей поменяет, что мы будем услышаны. Не мы, а те люди, которые писали эти воспоминания», ‒ поделился актер Николай Белин.
«Чук и Гек» в полном смысле – киноспектакль. Актеры играют не только на зрителей, но и на камеры. Проекции выводятся на большой экран. Детские сказочные декорации обрамляют документальные свидетельства. Такая смесь – очевидный вызов для художников спектакля: Александра Мохова и Марии Лукка. Неслучайно они – номинанты на «Маску».
«Это несоизмеримые по весу эмоциональные истории. Но тем не менее, как-то получилось», ‒ рассказала художник Мария Лукка.
Михаил Патласов говорит, рад, что именно этот спектакль, который для него больше гражданское, чем художественное высказывание, заметила «Золотая маска».
Читайте также:
"Спасти супербелку": фестиваль "Золотая маска" продолжает удивлять
"Преступление и наказание" Аттилы Виднянского показали в Москве
На фестивале "Золотая маска" провели "детский уик-энд"
На фестивале "Золотая Маска" рассказали историю города Титипу
Постановка Пермского театра оперы и балета открыла фестиваль "Золотая маска"
На сцене Московского художественного театра - спектакль "Губернатор"
В Москве показали краснодарский спектакль "Гроза", у которого семь номинаций на "Золотую маску"
Фестиваль "Золотая Маска в городе" открылся фрагментом спектакля "Король Лир"