Вместо кинокамеры ‒ айфон. На широкий экран выходит фильм Стивена Содерберга "Не в себе"
Снимать кино на телефон ‒ занятие среди любителей довольно популярное. Но вот чтобы режиссер с мировым именем, лауреат «Оскара», обладатель Золотой пальмовой ветви снял на смартфон полнометражный фильм, такое для него ‒ впервые. «Не в себе» ‒ медицинский триллер Стивена Содерберга вышел в прокат. Что заставило режиссера изменить привычной камере ‒ разбиралась Яна Мирой.
«Это вообще реально?» – спрашивают себя зрители фильма о девушке с навязчивым бредом. И тот же вопрос ‒ реально ли это? – относится к технологии производства. Режиссер Стивен Содерберг снял свой фильм на iPhone. На пресс-конференции Берлинского фестиваля, где состоялась мировая премьера, вопросов по технической части было много.
«Новый подход к съемке требует изменить множество техник, которые мы обычно используем, когда делаем кино. И для меня удовольствие ‒ исследовать эту новую область. Вообще телефоны позволяют нам воплотить на экране больше идей, потому что сокращается время между их появлением и реализацией. Жаль, что у меня не было подобной возможности, когда мне было 15», ‒ рассказал Стивен Содерберг.
Журналистов интересовало: это стратегия, чтобы привлечь внимание к фильму? Возможность сэкономить? Или особая эстетика? Режиссер утверждает, деньги не при чем. Стоимость камеры никак не отразился на бюджете. Это был эстетический выбор.
«Благодаря этой технологии я получил возможность за секунду перенаправлять камеру, куда мне нужно. Этому фильму нужна была особая фактура, которую можно было создать только с помощью такого компактного устройства. Так что это продуманный выбор, и сейчас, когда я смотрю фильм, понимаю, что не смог бы снять такое традиционными средствами», ‒ объяснил Стивен Содерберг.
Правда, Содерберг столкнулся с серьезными трудностями. Объективы, которые ему требовались, под камеру телефона не адаптированы. Но при этом свои эксперименты с мобильными устройствами режиссер собирается продолжать, ведь каждые полгода техника делает новый скачок.
Сто лет назад романтики революции считали, что буржуазные писатели-интеллигенты скоро станут не нужны. Будет всеобщая грамотность, и «новый человек» сам создаст свое «новое искусство». Дворник сможет писать книги. Кухарка – управлять государством. Но скоро стало ясно: это ‒ заблуждение. Любая технология – только инструмент. Главный вопрос ‒ в чьих он руках? Так что большое кино может снять только большой режиссер. А на какую камеру – не так уж важно.