"Воительница-Джырыбына" из Якутска ‒ на "Золотой маске"
Якутский театр «Олонхо» показал в столице спектакль «Воительница-Джырыбына». В основе постановки ‒ эпос народа Саха. Артисты обращаются к шаманским обрядам. Репортаж Ирины Разумовской.
Театр «Олонхо» ‒ на «Золотой маске» не в первый раз. Якутские артисты, которые соединили свою древнюю традицию сказаний, камланий, шаманства и пения тойук со стильной современной сценографией, изящным светом и точной пластикой, собирают полный зал.
Долгими зимними вечерами когда-то давно на их земле сказитель мог три дня подряд рассказывать об обрядах, духах, душе и жизни. Складывал это в эпос. Теперь он хранится в древних толстых книгах. В театре «Олонхо» есть целая лаборатория, которая занимается изучением и анализом архивов с древними олонхо. По ним и ставит свои спектакли номинантка на «Золотую маску» ‒ режиссер Матрена Корнилова.
«Когда мне говорят, что олонхо ‒ это направление сказочное, мне немножко обидно, потому что мы, современные люди, считаем, что, если мы будем говорить замысловато, сложно, то это быстрее достигнет. А наши предки были умнее, они говорили о добре, зле, о том, что волнует любого человека любой национальности», ‒ поделилась Матрена Корнилова.
Сразу две номинации на «Маску» ‒ у художницы Екатерины Шапошниковой ‒ за сценографию и костюмы. В каждый наряд вплела традицию, накопленную столетиями. Минимальные декорации сложила в четкие образы. Веревки становятся то тревожными волнами реки, то ветвями божественных деревьев.
В центре ‒ огромный бубен ‒ символ солнца в Якутии, которое греет их всего три месяца в году. Шаманы сами по себе «театральны». Здесь их искусство выведено на новый уровень. Артисты «Олонхо» изображают коней и птиц настолько достоверна по пластике и звучанию, что поверить в переселение душ недолго и столичному зрителю.