Рисунки Александра Лабаса к поэме Блока "Двенадцать" представлены на выставке в столице
В столичной галерее «Роза Азора» открылась выставка «Александр Лабас. Двенадцать», приуроченная к столетию первого издания поэмы Блока. Серия рисунков и акварелей, созданных в начале 80-х годов прошлого века, широкой публике демонстрируется впервые. Репортаж Юлии Струковой.
Александру Лабасу было за 80, когда он вновь обратился к блоковской теме. Серию из 40 работ сделал быстро, на одном дыхании, будто на мгновение вернулся в свою юность, революцию встречал семнадцатилетним юношей. Эту тему Александр Лабас переосмысливал в своем творчестве. Будто вновь и вновь проживал те судьбоносные для страны перемены вместе с Блоком.
«Здесь в отличие от его Октября раннего, 20-30-е годы, там нет лиц, там обезличенная масса. Здесь лица прописаны, но если вы посмотрите, все лица одинаковые», ‒ рассказала племянница А. Лабаса Ольга Бескина-Лабас.
Пространство выставки, его архитектура придумана Георгием Франгуляном. Росчерки на стенах – так пишут на заборах – непосредственные и простецкие. Они – в гармонии с рисунками Лабаса, в которых по-детски открытое восприятие действительности.
«Для того, чтобы освоить это пространство, его расширить, я придумал уходящие вдаль, в перспективу, листы. Это свойственно почти для всех произведений Лабаса – уходящее в перспективу. Это пространство, летящее в том или ином направлении, вещи уходящие, масштаб фигур», ‒ пояснил скульптор, народный художник РФ Георгий Франгулян.
На выставке представлено коллекционное издание из 12 работ серии с текстом поэмы Блока. Тираж – 24 экземпляра. «Он пробовал заново все свои техники. Здесь ‒ и акварель, и росчерки пером, карандашом. Все быстрые техники, моторные, динамичные», ‒ отметила издатель Ирина Тарханова.
Отсутствие горизонта, обратная перспектива, перевернутые пространства. В рисунках Лабаса ‒ полная свобода. Такой романтичной и непредсказуемой представляли и революцию. В 1917-м ‒ почти сорокалетний Александр Блок, в 1982-м – восьмидесятилетний Александр Лабас.