Музей "Новый Иерусалим" открывает выставку работ Бориса Кустодиева
Музей "Новый Иерусалим" представляет выставку работ Бориса Кустодиева. Акцент - на картины, посвященные русскому купечеству, бытовым сценам, праздничным гуляниям. Есть и работы в других жанрах. Некоторые - еще недавно считались утерянными. Репортаж Юлии Кундрюковой.
Этот рисунок - портрет дочери оперного певца Ивана Ершова - исчез из поля зрения искусствоведов в 1913 году, после выставки "Мир искусства". Спустя десятки лет его обнаружили в частной коллекции. Еще одна уникальная находка - с похожей историей - "Ярмарка в КИнешме".
"Она была создана в 1917 году, в том же году представлена художником на выставку объединения "Мир искусства" в Москве. Сразу с выставки вещь поступила в частные собрания, с тех пор следы ее затерялись. Лишь относительно недавно в 2011 году ее выявили в московском частном собрании, и здесь впервые она представлена широкой публике", - рассказала научный куратор выставки Ольга Глебова.
"И почему обязательно сюжет? Чтобы картина чему-то учила?... Разве не может быть она только красивой?", - писал Борис Кустодиев. И на его полотнах появлялись праздники - яркие, красочные - без нищих и бездомных. Только счастье - в идеальном мире веселья. Оптимизм на полотнах Кустодиева как будто стал его ответом на тяжелую болезнь. Художник, прикованный к инвалидному креслу, которое сделал для него родной брат Михаил, создает светлые и радостные картины.
Так возникла серия, посвященная "Масленице". Вспоминая детство, художник написал шесть полотен на эту тему, одно - из собрания Русского музея - представлено на выставке. Пространство выставки разделено на зоны - в том числе, по цвету. На темно-бордовом фоне - богатство купеческой жизни. В советское время многие работы, например, картина "Купец", воспринималась как сатира на зажиточную жизнь.
Но автор выставки Дарья Милованова говорит, что, судя по запискам Кустодиева, он прежде всего размышлял о мимолетности жизненного успеха, эфемерности материальных благ. Новым этапом для художника стала серия "Русские типы". Отдавая дань академической живописи, он искал новые идеи и средства.
"Он решил открыть совершенно новое направление, и действительно поставил тему русскости, народности, национальной адентики русского народа на особый пьедестал", - отметила автор идеи проекта, заместитель директора музея Дарья Милованова.
Девушки в платках, торговцы бубликами, купцы и простые крестьяне появляются и в театральных эскизах Кустодиева. И конечно, его знаменитые "русские Венеры", "кровь с молоком" - в них художник воплотил свое представление о национальном женском идеале.