Режиссер Юрий Грымов поставил пьесу Шекспира "Юлий Цезарь"
Режиссёр Юрий Грымов, худрук столичного театра "Модерн" в некотором смысле подвел итог своему годовому пребыванию на посту руководителя этого театра – поставил Шекспира. Из почти четырёх десятков его пьес выбрал ту, что в Москве не ставилась больше сотни лет - "Юлия Цезаря".
Выложился Грымов максимально: взял на себя и свет, и цвет, и музыку, и постановку в целом, включая сценографию. Утверждает при этом, что взялся за "Цезаря" безо всякого стремления кого-то чем-то удивить. Получилось представление, которое вызывает, может и не удивление, но изумление определённо вызывает. Валерия Кудрявцева оценила многоплановую работу мастера.
Почему Шекспир? Почему сейчас? На эти вопросы худрук "Модерна" Юрий Грымов отвечает иронично. Когда был более наглым, но менее опытным, не мог поставить Шекспира. Теперь, когда менее наглый, но более опытный – самое время. А вот на вопрос, почему согласно его подсчетам, "Юлий Цезарь" не ставился в России 114 лет – со времен Станиславского – ответ философский.
"Все очень просто. Люди от политики такими "Дедами морозами" должны быть - хорошими прекрасными. А у Шекспира в этой драме люди политики - люди живые, со своими пороками, со своими ответственностями перед народом. Это мне кажется, сегодня очень актуально в мире", - отметил режиссер.
Спектакль Юрия Грымова – о страсти, о жажде власти, о человеческих пороках, которые со времён Шекспира не изменились. Время и место действия – не уточнено и не важно. Все происходящее на сцене – образ собирательный. Мелькнет Византия, Русь, Япония, Англия, Китай. А главным героем окажется – вовсе не Цезарь, и даже не предатель Брут. На первый план выйдет народ, который так часто бывает лишь игрушкой в руках элит.
Многие актеры в спектакле знакомы с Грымовым по работам в кино. Так на роль Кассия режиссер пригласил актера и режиссера Игоря Яцко, которого когда-то снимал в "Трех сестрах" в роли Тузенбаха. В роли Цезаря – Петр Ступин. Снимался у Грымова в "Казусе Кукоцкого". Нынешний театральный опыт – первый совместный.
Переход от первого действия ко второму окажется еще более заметным. Цезарь превращен в торговую марку и красуется на гигантском флаконе духов. Дух великого императора таким образом перемещается в наше время. Римские политики сбросят облачения византийского типа, переоденутся в современные бизнес-пиджаки. Над трупом Цезаря плачут уже члены мафиозного клана.
Каждый, кто захочет увидеть новый спектакль Юрия Грымова, наверняка, найдет на сайте театра слова режиссера: об отсутствии у него иллюзии, что его работа что-то или кого-то изменит. Своей задачей Грымов считает – констатировать хорошее и плохое. Надеясь, что человек хотя бы над этим задумается.