Знаменитый гжельский промысел нуждается в поддержке
Гжельский фарфор, жостовские подносы, хохломские росписи и глиняные игрушки – более тысячи шедевров декоративно-прикладного искусства выставлено в Новом Манеже. Там открывается масштабная экспозиция «Народные художественные промыслы: вчера, сегодня и завтра». Вековые традиции народного искусства в нашей стране сохраняются бережно. Помощь умельцам оказывает ассоциация «Народные художественные промыслы», которая в этом году отмечает юбилей – 25 лет со дня основания. В составе ассоциации – около 250 центров народного искусства. В том числе – и знаменитое объединение «Гжель».
Как только оказываешься в Гжели, повсюду бросается в глаза фирменное бело-синее сочетание. Лавочки и киоски у каждого второго дома – местных жителей по-прежнему «кормит» керамика. А вот некогда легендарный завод по производству гжели переживает не лучшие времена. Заказов мало. Текучка кадров большая. Техника – старая. Из пяти печей работает только одна. Память о былом величии хранит местный музей – экспозиция помогает проследить, как развивался народный промысел на протяжении столетий, как менялись формы и цвета. Последняя революция в производстве случилась после Великой Отечественной войны, когда в партии поняли, надо возрождать производство на этих богатых глиной землях.
«Самая первая у нас Бессарабова Наталия Ивановна, человек с образованием, которого направили работать в Гжель, и она вникала. Ей дали в помощь искусствоведа, и они откапывали то, что у нас сейчас представлено в музее», – рассказывает ведущий художник Елена Сухорукова.
Именно Бессарабова считается основоположником современного гжельского стиля. На предприятие подтянулись и её ученики, которые за десятилетие превратили местное производство в один из самых узнаваемых брендов страны. Вот таких олимпийских мишек создавали для иностранных делегаций в 80-х. Сегодня у художников – больше заказов частного характера.
«Сейчас мы занимаемся оформлением интерьеров в городе Владимир, и вот очередное панно. Два мы уже сделали и сейчас работаем над господином Лазаревым. Это – первооткрыватель Антарктиды», – поясняет ведущий художник по росписи Маргарита Подгорная.
На специалистах сегодня здесь всё и держится. Ученики учеников Бессарабовой рассказывают: многие молодые, получив минимальный опыт, уходят и открывают частные предприятия. Вот только технологией овладели не в полной мере. Качество – не то.
«Уровень тех художников, которые сейчас есть и уровень коллектива, позволяет выполнять работы абсолютно любой сложности в той технике, в которой мы работаем. Я думаю, здесь собран уникальный коллектив», – отмечает гендиректор ЗАО «Объединение Гжель» Николай Дионисиади.
Недавно чиновники, обеспокоенные судьбой народных промыслов, предложили включить их в список ЮНЕСКО. Инициатива потерпела фиаско. Россия не подписала конвенцию об охране нематериального наследия ЮНЕСКО, впрочем, как и другие многонациональные страны. Не подписали, чтобы избежать конфликтов, так как зачастую очень трудно определить, кому принадлежит та или иная традиция. Есть и ещё один важный аргумент, почему гжель не может оказаться в этом списке.
«Речь идет не об изделиях, а о процессе изготовления. Если вносить в этот реестр, то мы ведём речь о том, как этот продукт создается, конкретно процесс. Гжель, хохлома. Это крупные промышленные производства, это фабрики, поставленные в конце XIX века на поток изготовления изделий промышленных», – говорит председатель Российского комитета по сохранению нематериального наследия комитета ЮНЕСКО Тамара Пуртова.
Несколько лет назад представители Государственного Российского Дома народного творчества выступили с инициативой создать свой собственный список нематериального культурного наследия. Работа над ним продолжается и, как признаются его авторы, гжель в него вполне может быть включена. Цель у таких списков в общем одна – сохранить. В случае с гжелью, такая постановка задачи весьма актуальна.