Театр Ермоловой представляет первую премьеру юбилейного сезона
Театр Ермоловой представляет первую премьеру юбилейного – 90-го - сезона. Денис Азаров поставил спектакль по пьесе Николая Эрдмана «Самоубийца». Она была написана в 1928 году, ею восхищался Станиславский, но история её постановок чрезвычайно скромная. Больше полувека пьеса пролежала под замком, впервые в Советском Союзе она была опубликована только в конце восьмидесятых.
За белым дель-артовским гримом не видно бледных от волнения лиц – артисты отказываются от интервью, стараясь лучше сосредоточиться на роли. «Самоубийца» – работа не из простых. Как и судьба самой пьесы – при жизни автора света она не увидела, объявлена была «пустой и вредной». Попытки поставить ее Мейерхольдом, Станиславским и вахтанговцами были пресечены властью. Позже был закрыт уже готовый спектакль Валентина Плучека в Театре Сатиры. С тех пор «Самоубийца» появлялся то тут, то там – в России и за рубежом. Но особо удачными и громкими постановки назвать сложно. Ермоловцы своим спектаклем надеются «выстрелить» и попасть в десятку.
«Сегодня такое время, когда так сложилось, что нам надо принимать все время какую-то сторону. Такое очень политизированное время. И главный герой тоже. Я просто хочу жить спокойно. Вот про это этот спектакль», - объясняет режиссер Денис Азаров.
Анализ взаимоотношений личности с обществом, который всегда были в центре внимания Эрдмана, в «Самоубийце», пожалуй, достиг высшей точки. Главный герой – Семен Семенович Подсекальников – безработный, живет в коммуналке с женой и тещей. Маленький человек, клоп, решивший свести счеты с жизнью из-за ливерной колбасы, неожиданно для себя оказывается героем дня и борцом за права интеллигенции. Восхитительно яркий, сочный язык, каждая реплика – подарок.
Знаменитый горький Эрдмановский юмор – почти фарс – любого заставит вздрогнуть. Вздрагивают и сами актеры – особенно Александр Кудин, когда на сцене появляется гроб. Ведь по авторскому сюжету, который режиссер сохранил полностью, как раз тогда, когда далекие и близкие главного героя нашли в его самоубийстве бесспорные выгоды – во имя любви, искусства, религии и всеобщего блага – Подсекальников расставаться с жизнью категорически раздумал.
«Вы все представьте только, как это страшно. Как будто Эрдман все время посылает нам информацию: вы представьте, через 50 лет, через 100, вы берете пистолет – вы представьте! Экзистенциальная какая-то штука», - говорит актер Александр Кудин.
Герои спектакля живут в своем времени и пространстве. Музыка Вадима Каверина и декорации Дмитрия Горбаса, костюмы Вани Боудена заигрывают с эстетикой конца 20-х годов прошлого века, когда была написана пьеса. Не прямая стилизация, не отсыл, а именно – заигрывание, фантазия на тему далекой эпохи, которая, почти сто лет спустя, показалась такой близкой.