МАММ присоединился к Московской биеннале современного искусства
В Мультимедиа Арт Музее в рамках Московской биеннале современного искусства открылись сразу две выставки, о которых специалисты говорят – пропустить нельзя. Это проект израильской художницы Михаль Ровнер «Смещения» и россиянина Павла Пепперштейна «Будущее, влюбленное в прошлое». Художники абсолютно разные. Наша съемочная группа осмотрела обе экспозиции и обнаружила то, что их объединяет.
В рамках выставки Павла Пепперштейна решили объединить его уже довольно известный проект «Победа над будущим», впервые представленный в 2009-м на Венецианской биеннале, и новую серию живописных работ «Холодный центр солнца», в котором художник на свойственном ему поэтическом языке размышляет и философствует о глобальных проблемах человечества. Выставку не просто так назвали «Будущее, влюблённое в прошлое». Размышляя о том, что может случиться с человечеством через сотни и даже тысячи лет, Пепперштейн опирается на уже полученный коллективный опыт. В том числе и в сфере искусства. Супрематические формы художник счёл самыми подходящими для выражения своих утопических идей.
«Это наша глубочайшая утопия, это вера в то, что жизнь может быть переделана и жизнестроительство может идти по плану, направленному в будущее, – подчёркивает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. – Он соединил эти свои пластические видения, вытекающие из утопии русского авангарда, с тем, как он чувствовал настоящий момент».
Художница из Израиля Михаль Ровнер – одна из самых ярких участниц I Московской биеннале современного искусства. За эти десять лет она превратилась в мировую суперзвезду, работы которой показываются в самых престижных галереях и музеях. Например, в Лувре. В своём новом проекте «Смещения» художница рефлексирует на тему миграции.
«Две недели назад я была в Стамбуле и видела там огромное количество беженцев из Сирии. Я видела мать с ребёнком на руках, многодетную семью. И в их глазах было столько боли и опустошения одновременно, что меня это шокировало. Я всё думала, как я могу помочь? А сколько мигрантов вообще? Миллионы! Мой проект не только о них, но и о нас. Как мы на это реагируем? Реагируем ли?», – комментирует Михаль Ровнер.
Работы Ровнер кажутся чуть отстранёнными, она будто наблюдает за процессами из космоса, вне времени, осознавая, что и миграция вечна – оттуда, где война, люди всегда бежали. Выставки двух художников открываются одновременно не случайно. Несмотря на разные медиа, формы и способы подачи, и Ровнер и Пепперштейн – наблюдатели за жизнью, исследователи её сложной драматургии. И оба, как настоящие художники, остро чувствующие боль и несправедливость, сознательно занимают чуть отстранённую позицию.