Пушкинский музей представил приобретения графики за последние пять лет
В Музее изобразительных искусств – новые поступления графики. Причём из разных концов света и разных эпох – от XV столетия до XXI века. И этот графический «урожай» удалось собрать за последние пять лет. Многие произведения раньше можно было увидеть лишь в частных коллекциях. Пушкинскому будет, чем удивить и порадовать поклонников графики.
На выставке представлены работы художников XV-XXI веков западноевропейской, русской школ, а также мастеров Японии и Китая. Немецкие гравюры – работы современников и последователей Дюрера – одни из самых ранних на экспозиции. Можно увидеть и старейшую французскую школу XVI века. Её представляет один из крупнейших мастеров школы Фонтенбло Жан Миньон и гравюра «Битва за Трою». Направление, основанное итальянскими мастерами, сыграло огромную роль в формировании французского искусства.
«Мы видим сражение конных воинов, всадников, которые пытаются завладеть старым городом. Безусловно, интересно, как мастер трактует старый город Трою, – отмечает старший научный сотрудник Отдела графики ГМИИ имени Пушкина Наталья Веденеева. – Мы видим, что эта постройка весьма далека по своим формам от наших представлений о том, как мог выглядеть античный город. Это здание больше представяет фантазию в духе эпохи Возрождения».
Графика XIX-XX веков представлена такими именами как Макс Либерман, Андре Дерен, Анри де Тулуз-Лотрек. Его очень редкий оттиск первого состояния афиши ирланского паба The Chap Book был приобретен в 2009-м за 35 тысяч евро.
«Здесь видна фирменная техника этого мастера, – комментирует Наталья Веденеева, – если мы посмотрим в правый угол композиции, мы увидим фирменное напыление краски, которе часто использовал Лотрек для создания тона. Не наносил краску сплошным тоном, а именно напылял, разбрасывал при помощи кисти».
Отдел русской графики так же разнообразен. Среди недавних поступлений – коллекция советского поэта, критика Всеволода Некрасова. Впервые выставлены работы Лидии Мастерковой – одной из первых художниц послевоенного времени, абстракция для которой стала родным языком. Она считала, что с помощью беспредметных форм можно изобразить и объяснить даже самые сложные идеи. На выставке представлена серия, посвященная поэтам Серебряного века: Маяковскому, Блоку, Гумилеву. Работы выполнены в технике коллажа и свободного рисования.
«Это важный момент, важный период для художницы, которая раскрывала состояние поэзии, нацеленное, может быть, даже на какие-то космические дали, и которые она смогла почувствовать, смогла ощутить в поэзии Гумилева», – рассказывает ведущий научный сотрудник Отдела личных коллекций Анна Чудецкая..
Одни из важных поступлений – в разделе восточной графики. Центральное место занимает триптих признанного мастера японской гравюры укиё-э Китагавы Утамаро.