Режиссеры из СНГ представили свои фильмы на фестивале "Золотой абрикос"
Кинофестиваль «Золотой абрикос» близится к финалу. Имена победителей в Ереване назовут уже в это воскресенье. А пока, кроме лент основного конкурса, публике предлагают посмотреть фильмы, снятые в странах Содружества. С подробностями - Алия Шарифуллина.
«Последний день мая» - режиссерский дебют молдавского актера Игоря Кистола - был снят практически без денег. Аппаратуру нашли у знакомых, актеры согласились играть бесплатно. Кинематограф Молдавии уже давно живет на самообеспечении, говорит Кистол. При этом сложно найти не только финансы, но и зрителей. Даже на некоммерческих показах пустуют залы, в городах закрывают кинотеатры. На всю страну всего 11 экранов, 2 их них в столице.
«Нужен подготовленный зритель, который готов воспринимать кино и который жаждет. Тогда можно жажду утолить. А если он не хочет, зачем воду возить?», - говорит режиссер Игорь Кистол.
В Киргизии снимают более 100 фильмов в год. Это преимущественно жанровое низкобюджетное кино. Но, по словам продюсера Чолпон Идрисовой, ситуация в стране потихоньку меняется. Появляется все больше авторских лент, только о них практически никто не знает.
«У нас нет специалистов, которые бы продвигали фильм за рубежом. У нас мало продюсеров профессиональных, которые осуществляют дистрибуцию, находят инвесторов, спонсоров, делают продукцию», - рассказывает продюсер Чолпон Идрисова.
Фильм Рашида Маликова «Стойкость» в этом году на Московском международном кинофестивале получил специальный приз жюри кинокритиков. Рецензенты писали: это прорыв узбекского кинематографа, который уже 10 лет не только не получал никаких призов, но даже не был представлен на крупных кинофорумах.
«Самая большая проблема - дезинтеграция. В отличии от советских времен, кинематографии национальные перестали контактировать в профессиональном плане. Перестали помогать друг другу, перестали производить взаимовыгодную продукцию», - отмечает режиссер Рашид Маликов.
Сотрудничество - главная тема дискуссий «Золотого абрикоса». Без совместного производства кинематографу разобщенных стран выжить трудно. Говорили об обмене фильмами, творческими группами, о системе клубного проката, которую следует восстановить на всем постсоветском пространстве. И билеты на такие сеансы должны быть очень дешевыми.