"Театр поколений" привёз в Москву последнюю пьесу Елены Греминой
Петербургский «Театр поколений» привёз в Москву последнюю пьесу драматурга Елены Греминой. Совместный российско-германский проект получил название «67/871».
Когда зритель приходит на этот спектакль про блокаду, ему вручают письмо немецкого лётчика, который рассказывает родным, как сбрасывает бомбы на Ленинград и как мечтает сломить упрямство русского народа. Шокировать в этой постановке будут свидетельства, собранные в двух странах - Германии и России. Под руководством немецкого режиссёра Эберхарда Келёра артисты питерского «Театра поколений» полгода опрашивали очевидцев тех событий. «Сделали интервью в Берлине. Там есть клуб «Диалог». Там живут 140 человек, которые пережили блокаду. И, конечно, в Ленинграде сделали это интервью», - рассказал режиссер Эберхард Кёлер.
Скотчем к письму, что получил зритель, приклеена рисинка. Каждому велено присвоить ей имя близкого человека. Зачем? Скоро станет понятно:
«67/871» - название спектакля. 67 воспоминаний о восьмистах семидесяти одном страшном дне легли в основу пьесы, которую разыгрывают в камерном пространстве. Минимум художественных средств - рис, камни, верёвки, осколки. Максимальная степень вовлеченности. «Документы, конечно, совершенно особенной силы, потому что это не окрашено никакими историческими, социальными, политическими или идеологическими рецептами. Это просто люди говорят, как они жили, что там происходило. И это сильное очень впечатление», - считает художественный руководитель «Театра поколений» Данила Корогодский.
Создатели спектакля говорят: от чувства неловкости избавиться было очень сложно. Блокадники это пережили, они - нет. Имеют ли теперь право играть этот страшный голод, существование, похожее на животное, постоянную потерю родных? Интонация выбрана максимально нейтральная. Им ведь поведали об этом без пафоса и слез.
Мировая премьера этого спектакля состоялась год назад в Берлине. Показать его там - особая миссия. Ведь оказалось, что в Германии почти не знают про блокаду Ленинграда. «Чтобы немецкие дети в школах или в институтах изучали это на уроках истории - такого нет. И когда мы играли на сцене Берлина этот спектакль, к нам подходили люди с глазами, полными слёз, и говорили, что не знали, что так всё было», - поделился актер Степан Бекетов.
Ещё один приём на этом спектакле - маленький проектор, с помощью которого артисты показывают хронику блокады прямо на одеждах зрителей, чтобы каждый мог спроецировать трагедию на себя лично, почувствовать себя внутри того страшного кольца, чтобы чужая память стала своей и голоса очевидцев были точно услышаны.