Об уникальных граффити в селе Большие Вязёмы
В Преображенской церкви в селе Большие Вязёмы сохранились надписи, которым более четырех веков. Уникальные граффити впервые показали нашей съемочной группе. Репортаж Яны Мирой.
Сотрудники Музея-усадьбы Пушкина в Больших Вязёмах не могут вспомнить, чтобы храм снимали внутри. В начале 90-х здание передано церкви. Службы ведутся в нижней части - верхняя обычно закрыта. А в 16 веке каждое воскресенье тут молился прежний владелец этих земель - Борис Годунов. Как шутят историки, он сделал самую выдающуюся карьеру в истории российской монархии. И архитектура была для него инструментом пропаганды. «Годунов хотел увековечить восшествие своей династии. А как это сделать? Построить храм. Для того времени это просто невероятная постройка. Потому что все было из дерева. И такие каменные храмы - это всё равно что сейчас небоскрёбы», - говорит старший научный сотрудник Государственного историко-литературного музея-заповедника Пушкина Владимир Сизов.
Зданий в так называемом «годуновском стиле» сохранилось всего четыре. Но внутри этого есть то, что делает храм единственным в своем роде. Здесь сохранились фрески годуновского времени. Они дошли до нас практически без изменений. Так же, как и надписи, которые оставляли на стенах посетители храма. Очень хорошо видна надпись на латыни. Запросто можно разобрать слово «ego» - я. И отчетливо видна дата - 1618 год. Этому граффити 400 лет.
Всего в храме более двухсот граффити. Автографы, сделанные острыми предметами в начале 17 века, - дело рук польско-литовских интервентов. Здесь побывали оба Лжедмитрия. Известно, что в этом храме молилась Марина Мнишек. Большие Вяземы стоят на Смоленской дороге. Стратегическое западное направление. Этим путем ехали послы из Европы и захватчики.
«История деградации человеческого духа» - так с грустной иронией говорят ученые об этих граффити. Польские захватчики писали, что в этом храме молился такой-то. Французы оставляли автографы вроде «здесь был Вася» - в смысле Жан, Поль, Анри. А советские школьники царапали нецензурные слова, вроде тех, что пишут в лифтах или на заборах. Граффити этого периода замазали, ранние сохранили. Есть версия, что этих стен коснулась и рука юного Пушкина. Имение его бабушки - в соседнем Захарове. Сюда Пушкины приезжали на церковные службы. Исследователи уверены: граффити в Преображенской церкви повлияли на творчество поэта.
«Впервые он соприкоснулся с эпохой Бориса Годунова здесь, в Вяземах. И всё благодаря бабушке Марии Алексеевне. Она не любила всевозможные басни, сказки, которые любила Арина Родионовна. Она рассказывала Пушкину славные страницы из истории русского государства. Конечно, коснулась Бориса Годунова», - говорит директор Государственного историко-литературного музея-заповедника Пушкина Александр Рязанов.
Трагедии «Борис Годунов» не было бы, если бы Пушкин не изучат граффити в этом храме, считают в музее. Но полного исследования надписей нет до сих пор. Ни одной монографии. Лишь небольшие статьи. Сотрудники поэтического заповедника мечтают создать тут Музей Смутного времени. Эти стены, наверняка, раскрыли не все свои секреты.