Работы осетинских художников демонстрирует выставка наивного искусства
Ежегодный фестиваль «Южная Осетия» продолжает знакомить столичного зрителя с культурой республики. На этот раз посетителям демонстрируют наивное искусство и примитивизм в исполнении осетинских художников.
Наивное искусство и Южная Осетия – сочетание необычное. Тем не менее, наив и примитивизм – интересные и самобытные пласты искусства Осетии. Еще в начале XX века на Кавказе жили два мастера. Сосланбек Едзиев и Сико Каркусов делали необычные надгробия, создавали скульптурные композиции, которые, по сути, стали первыми примерами наивного искусства в этих краях.
«Вот эта наивность, когда человек это не делает как-то специально, вот он так умеет, он никогда и нигде не учился. Допустим, скульптор Сико Каркусов рисует, вырубает из камня мальчика, а рядом с ним лошадка и еще бычок, и это настолько наивно, он настолько добро и чувственно это делает, что от этого просто невозможно оторваться», - рассказывает куратор выставки Цопан Гассиев.
Пластические приемы двух мастеров стали основой для творчества современных наивных художников Осетии. Эта выставка – коллекция одной семьи. Хсар Гассиев – здесь немало его собственных работ – начал собирать картины осетинских художников еще в 70-е, потом коллекционировать продолжил его сын. Наив сложный – работы профессионалов, тяготеющих к примитивизму, наив простой – художники-самоучки. Борис Джигкаев – кандидат технических наук, начал писать картины только в 50 лет. На своих полотнах изображал то, что видел вокруг: лица своего любимого народа, жизнь, традиции. Творчество другого самородка - Хаджумара Сабанова - аллегорично: каждый зритель видит картину по-своему. Форма, которую выбирают наивные художники, кажется незамысловатой, но за ней – множество чувств.
«Они сохранили свое великое чувство детского переживания, вот, например, Хсар Гассиев - чудный художник, мы видим вещи, близкие к средневековой культуре, - объясняет искусствовед Виталий Пацюков. - Они несут великое наследие всего мирового чувства, мирового чувства единения всего живого».
Эти картины – не об Осетии, а о внутреннем мире творца, который живет в Осетии. Хотя сами творцы настаивают: наивное искусство – универсально. Художников объединяет внутренний возраст – все они немного дети.