Раритеты обнаружены во время реставрации дворца в Ораниенбауме
Реставраторы стали постоянными обитателями Ораниенбаума. Им предстоит восстановить дворец Петра Третьего – миниатюрное здание, служившее для отдыха императора. Оно было построено итальянским архитектором Антонио Ринальди в 1762-м году. Окончание реставрационных работ еще впереди, но дворец супруга Екатерины Второй уже преподнес интересные находки.
Начальный этап реставрационных работ можно назвать этапом открытий. Так, на днях в чердачном помещении было обнаружено письмо от 12 февраля 1886 года. Некий Арсений Соколов пишет в Вологодскую губернию отцу о ходе строительных работ в дворце Петра Третьего.
«Письмо, видимо, не дошло до адресата, оно было спрятано под балкой перекрытия, между кирпичом и балкой», – рассказал начальник участка реставрационных работ Алексей Хитров.
В Кабинете с лаковыми росписями реставраторы наткнулись на фрагмент живописи, относящийся к 1880-м годам. Тогда дворец перестраивался под охотничий домик герцогов Мекленбург-Стрелецких. В интерьерах работал немецкий художник Ганс Вильгельм Шмидт.
«И когда демонтировали декоративные холсты, обнаружился фрагмент, который был утрачен по описям, его у нас не хватало. Причем, видно, что было попадание снаряда, видимо, кирпичом, осколком был пробит», – показал главный архитектор музея-заповедника «Петергоф» Сергей Павлов.
Главное реставрационное открытие месяца связано с Картинным залом. После демонтажа светильника и расчисток стало очевидно, что центральную часть потолка занимает плафон, заклеенный холстом на осетровый клей, предположительно в ходе послевоенной реставрации.
«Живопись оказалась в хорошей сохранности. Это холст, наклеенный на штукатурную поверхность, и сквозь осевую мы видим подвеску для светильника», – отметил Сергей Павлов.
Фаза расчисток заканчивается, на следующем этапе специалисты приступят к гидроизоляции фундамента. В план работ включена и реставрация занимательной игрушки рококо – почетных ворот крепости Петерштадт. Чудом сохранившееся деревянное навершие служило смотровой площадкой для обзора военного городка Петра Третьего.
«Внутренняя деревянная конструкция этого светового барабанчика – они, похоже, вообще XVIII века – великолепной работы хорошего корабельного плотника», – считает Сергей Павлов.
Странная дверь на двухметровой высоте в свое время служила продолжением боевого хода крепости Петерштадт. Со временем от многочисленных построек гарнизона остался только каменный дом Петра Федоровича и романтические ворота, ожидающие начала реставрации.