Лауреат премии ТЭФИ - телережиссер Андрей Торстенсен отмечает 80-летие
Он не телезвезда, но фильмы его многие знают. Анатолий Эфрос когда-то сказал: «Мастер, которому надо поверить раз и навсегда». И ему поверили – и коллеги, и зрители. Заслуженный деятель искусств России, телевизионный режиссер и сценарист, лауреат премии ТЭФИ - Андрей Торстенсен отмечает сегодня 80-летие.
Постановочно, под взглядом камеры, Андрей Торстенсен заходит на телеканал «Культура» впервые. А вообще этот маршрут режиссеру знаком уже без малого 20 лет. Абсолютно непубличный телебог - так называют Торстенсена коллеги. О нем даже во Всемирной паутине лишь сухая справка: учеба, работа и список фильмов. За полвека на телевидении – их около сотни.
«Сейчас я придумал себе такое название, как-то меня осенило – телевизионный динозавр. Что я только ни делал за это время на телевидении. А вот, когда на канал «Культура» пришел, я тут делал все, вплоть до прямых трансляций», - рассказывает заслуженный деятель искусств России, телевизионный режиссер Андрей Торстенсен.
Андрей Торстенсен вырос в театральной семье: отец – актер, мать – художник по костюмам. Закончил актерский факультет ГИТИСа, но по специальности - в Саратовском ТЮЗе - проработал лишь три года. Понял: сцена – не его. Судьба привела на телевидение. Здесь и задержался. Свое основное дело жизни – документальное кино – Андрей Торстенсен встретил в отделе учебных программ Центрального телевидения.
«Я чистую документалистику не люблю. У меня было такое свое определение, я называл то, что я делаю, творческим процессом. Это не было просто документальное кино, документальная передача, - говорит Андрей Торстенсен. - Если вы делаете или про писателя, или про художника, вы должны знать все про этого человека».
Всё Торстенсен знает про Чайковского, Светланова, Пушкина, Шнитке и про многих других деятелей искусства. Работает медленно, без телевизионной суеты - Торстенсен так любит, хотя и списывает всё на свою лень. Телевизионным рассказом не пытается увлечь каждого зрителя, слишком хорошо понимает аудиторию. Не выдумывает замысел фильма, идея сама возникает в процессе. «Он наделен безошибочным нравственным инстинктом»,- говорят коллеги. Для режиссера важна своя команда.
«Для меня команда первостепенное значение имеет. Я привык работать, я вспоминаю свою не такую короткую жизнь на телевидении, у меня было совсем немного операторов. Обычно это была группа, в которой - и оператор, и монтажер, и редактор, я не говорю уже про автора, которые мне были близки, и мы понимали друг друга с полуслова», - вспоминает Андрей Торстенсен.
С театроведом Натальей Крымовой работали и над циклом биографических программ «Театр Чехова», и над одним из первых в стране фильмов о Высоцком, с писателем Юрием Карякиным снимали ленты о Достоевском и о драматичной истории «Моцарта и Сальери». По словам режиссера, с такими авторами удается сохранить в фильмах самого себя.
«Для меня самое главное и самое интересное – это работа. Для меня работа означает работа тире – отдых», - признается Андрей Торстенсен.
Про отдых тоже говорит увлеченно – любит путешествовать, за последние 10 лет удалось объездить полмира, но добавляет – по работе.
Восьмидесятилетию Андрея Торстенсена телеканал «Культура» посвящает показ документальных фильмов, снятых режиссером. Смотрите их по будням в 18:25. Сегодня вечером в эфире - лента «Раймонд Паулс. Сыграй, маэстро, жизнь свою...»
Читайте также: