20 июля 2015, 18:57 20 июля 2015, 19:57 20 июля 2015, 20:57 20 июля 2015, 21:57 20 июля 2015, 22:57 20 июля 2015, 23:57 21 июля 2015, 00:57 21 июля 2015, 01:57 21 июля 2015, 02:57 21 июля 2015, 03:57 21 июля 2015, 04:57

Ромео Кастеллуччи: "Мы заложники языка, как и друг друга"

  • Ромео Кастеллуччи: "Мы заложники языка, как и друг друга"
  • Картинка
    Ромео Кастеллуччи: "Мы заложники языка, как и друг друга"
  • Ромео Кастеллуччи: "Мы заложники языка, как и друг друга"
Состоялась российская премьера спектакля главного радикала европейской сцены Ромео Кастеллуччи "Человеческое использование человеческих существ". Специально для российских актёров создана новая версия постановки.

На сцене Электротеатра «Станиславский» состоялась российская премьера спектакля Ромео Кастеллуччи «Человеческое использование человеческих существ». Постановку, основанную на каноническом сюжете о воскрешении Лазаря, впервые показали в Болонье. Специально для российских актёров создана новая версия. Кастеллуччи – главный радикал европейской сцены, но фирменная скандальность его театральных работ строго просчитана. Скандал, по словам режиссёра, – это камень, о который зритель должен споткнуться, чтобы изменить привычный взгляд на вещи.

Современный театр – настоящая проверка на прочность для публики. Даже в мелочах. Легкий запах аммиака, словно напоминание о тленности тела, окутывает зрителя еще при входе. Беречь публику Ромео Кастеллуччи не намерен, сознательно делает ей больно, воздействуя на все органы чувств.

Таких пощечин в спектакле будет предостаточно. Постановки итальянского режиссера – не развлекательное зрелище, блуждать в лабиринтах смыслов он заставляет каждого. Название, говорящее об использовании людей людьми обыгрывается на разных уровнях. В том числе, поддерживается на лингвистическом. Диалоги идут не только на русском, но и на искусственном языке ХХ века – Дженералиссимо. В его основе – синтез креольских диалектов и языка нумерологии XIII века. По сюжету один и тот же диалог повторяется пять раз.

«Люди используют людей так же, как используют речь, – комментирует режиссер. – Цикличность обнаруживает разные смыслы. Например, показывает, что мы заложники языка, как и друг друга. В финальном диалоге слов не остается, только звучащий голос».

Спектакль-размышление о смерти – о бренности речи и тела. Отправной точкой стала знаменитая фреска Джотто. В ней Кастеллуччи увидел противоречие – а рад ли Лазарь своему воскрешению? И почему он должен умирать дважды? Режиссер решил – не должен.

«Лазарь отказывается от воскрешения, ему не нужна помощь Христа, мне кажется, параллель с сегодняшним обществом – люди сами не хотят спасения», – говорит актёр Дмитрий Чеботарев.

Аллюзии, смыслы, утверждения Кастеллуччи не просто полемичны, а провокационны. И не только по смыслу высказываний, но и форме подачи. Впрочем, Кастеллуччи уверен: постичь содержание его замысла способен каждый. Главное – сохранить желание.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация