В Москве отреставрируют памятник эпохи конструктивизма − Дом Наркомфина
В Доме Наркомфина в Москве, жилом комплексе на Новинском бульваре, началась долгожданная реставрация. Знаменитый памятник конструктивизма построили в 1930-м году архитекторы Гинзбург и Милинис. Здание высоко оценил даже сам Ле Корбюзье. Сегодня мэра Москвы Сергея Собянина познакомили с ходом реставрации. Репортаж Станислава Дорэ.
Об уникальном памятнике конструктивизма мэру Москвы Сергею Собянину рассказывал архитектор Алексей Гинзбург. Он, как никто другой, знает о Доме Наркомфина, ведь по проекту его деда Моисея Гинзбурга строилось это здание. В июле этого года здесь началась реставрация. Уже идут работы в коммунальном корпусе. Там снова разместят точку общепита, а также музей. Расселены все жильцы. Специалисты, изучив архивные документы, уже подобрали для комнат разные цвета, как это было изначально. Продолжается демонтаж поздних пристроек и надстроек.
«Дом Наркомфина – самый известный объект конструктивизма не только в Москве, но и в мире. Слава Богу, консолидирован собственник, который заказал проект реставрации этого удивительного объекта, и надеюсь, что теперь судьба этого замечательного объекта находится в безопасности», − рассказал мэр Москвы Сергей Собянин.
Архитектор Алексей Гинзбург сумел войти в одну и ту же реку дважды. Несколько лет назад его уже привлекали к реставрации, но отношения с прошлым собственником дома не сложились. Его проект за это время практически не изменился, главное в нем – максимальная близость к проекту деда, в котором, например, первого этажа не было – его снесут, и дом снова будет «парить над землей». В ходе реставрации специалистов ждут трудности.
«Сложно воссоздать в нем систему инженерных коммуникаций, в точности повторяющих оригинальный проект, отходить от него нельзя, потому что по цепочке начнут в противном случае страдать его архитектурные характеристики», − пояснил архитектор, автор проекта реставрации Алексей Гинзбург.
Историк архитектуры Николай Васильев здесь бывает часто − проводит экскурсии. Одно из любимых мест в «доме-корабле», как его еще называют, − палуба, то есть балкон. «Считалось, здесь люди будут встречаться, не только здороваться, но и дружить и общаться, тем самым усваивать более тесные социальные связи. Сама идея дома "переходного типа" заключалась в том, чтобы стимулировать создание коллектива жильцов, как единого целого, коммуны», − рассказал историк архитектуры, искусствовед Николай Васильев.
Но соседского единства так и не получилось. А в самом доме скоро изменилась планировка, и квартиры-ячейки превратили в коммунальные квартиры. У Дома Наркомфина, который в первой половине прошлого века зарубежные специалисты, называли утопическим проектом, а советские – экспериментальным, − сложная судьба. Идеи и решения Моисея Гинзбурга тогда остались невостребованными. В начале этого века, когда памятник трижды оказывался в списке ста главных зданий мира, которым грозит уничтожение, сложности возникали уже в связи с его реставрацией.
Впервые о ней заговорили около 30 лет назад. Но менялись владельцы, подрядчики, возникали сложности с жильцами, арендаторами, велись незаконные ремонтные работы. Но все это позади. К 2019 году долгожданную реставрацию обещают закончить. Специалисты надеются, что Дом Наркомфина из списка памятников, которым грозит уничтожение, перейдет в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.