Музею "Царское Село" подарили дневники немецкого купца времен Первой мировой войны
В коллекции музея-заповедника «Царское Село» – пополнение. Уникальные документы в дар музею преподнес житель Магдебурга. Это дневники его предка – немца, жившего в России в дни Первой мировой войны, когда страны оказались по разные линии фронта. С подробностями – Алексей Комаров.
Четыре тетради, исписанные ровным почерком, специалисты музея-заповедника «Царское Село» уже назвали настоящим сокровищем. Они принадлежали купцу Вильгельму Бруну. С немецкой педантичностью он ежедневно описывал все, что с ним происходило. Сегодня он бы стал популярным блогером.
«Свидетельств очевидцев не очень много. Тем более, наверное, и нет, чтобы был немец, то есть противник государства, с которым мы воевали», − рассказала заместитель директора по научной и просветительской работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт.
В июле 1914 года Бруна интернировали из Одессы в Царевококшайск, сейчас это Йошкар-Ола. Вильгельма и еще семерых человек поселили в доме недалеко от реки. Поселенцам разрешалось свободно ходить по городу, получать помощь от родственников, выписывать газеты и отправлять корреспонденцию. Из-за цензуры письма на немецком могли не дойти, поэтому Брун даже выучил русский.
«Так хорошо, грамотно, без ошибок. "Я тебе сегодня писал открытку по-немецки, но не знаю, получишь ли ты ее. Поэтому решил написать по-русски". Пропустил мягкий знак − добавил мягкий знак. Грамотно»,− отметила Ираида Ботт.
В этот период в дневниках появляются открытки и фотографии с видами города, гербарии, вырезки из газет и календарей. Дневники написаны готическим шрифтом. Сегодня в Германии им почти не пользуются. Поэтому внукам Вильгельма Бруна пришлось искать специалиста, который мог бы перевести записи на современный немецкий язык.
Правнук Вильгельма Бруна, Хинрик, согласился передать дневники деда в музей-заповедник «Царское Село». После детального исследования, дневники планируют опубликовать. Чтобы у любого специалиста, который интересуется Первой мировой войной, была возможность их изучить.