Большой театр представил новую версию оперы "Каменный гость"
"Каменный гость" Даргомыжского вернулся в Большой театр. Это третья постановка оперы в Большом. Первая была сто десять лет назад, вторая - сорок. Нынешнюю на Новой сцене театра поставила команда, в которой преобладают молодые. Очень молоды и режиссер Дмитрий Белянушкин, и художник Виктор Шилькрот, и многие исполнители. Кому как не молодым понять и принять слова Даргомыжского, сказанные им по ходу работы над оперой: "Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды". У него "Каменный гость" вышел таким правдивым, что многие принимали его в штыки. В опере нет ни традиционных арий, ни дуэтов. Довольно новаторское вышло произведение.
В Большой театр "Каменный гость" уже дважды заходил. Первый раз – в 1906 и надолго не задержался – спектакль шел всего три месяца и был показан 7 раз. Во второй раз Командора увидели в 1976 – тогда он был намного настойчивее. В репертуаре продержался целых 20 лет. Сейчас настало время познакомиться еще с одним "Каменным гостем".
Этой постановки в планах Большого не было. Роковая встреча Дон Жуана с Командором оказалась сюрпризом для зрителей.
"Это была попытка сделать внеплановую работу театра руками молодых – молодого дирижера, молодого режиссера, и в основном, молодых артистов", – объясняет генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
Молодой режиссер Дмитрий Белянушкин решил следовать точно за Пушкиным, как когда-то Даргомыжский. Как известно, композитор не писал либретто – взял авторский текст. По этому же пути пошли в Большом. В тысячный раз Дон Жуан влюблен… И страсть уступила место нежности.
"Мне кажется, нам с дирижером удалось сделать эту оперу более тонкой по звучанию, по работе с артистами. Более утонченную психологически, а не делать из этого концерт в костюмах", – говорит Белянушкин.
Эту постановку за кулисами зовут "готическим триллером", правда, в нем нет места мистике. Зато режиссер буквально каждое движение души объясняет логически. Федор Атаскевич – Дон Жуан начинающий. Главной сложностью оказалось сыграть любовь.
Как короля играет свита, Дон Жуана – Лепорелло – не просто слуга, старый друг. Вот он здесь со стажем – в этой роли Петр Мигунов уже выходил, правда, то была опера Моцарта. Но Лепорелло не меняется.
"Лепорелло – это как зеркальное отражение Дон Жуана, его альтер эго. Все, что плохо у Дон Жуана, хорошо у Лепорелло, и наоборот", – говорит исполнитель роли Петр Мигунов.
Готический собор из труб органа, зловещие скульптуры как предвестники несчастья, и ни любовь, ни страсть не могут спасти. Для Агунды Кулаевой Лаура почти как Кармен – главный персонаж.
"Могу сказать вам честно, у меня всю постановку было ощущение, что мы работаем только над образом Лауры. Потому что с образом Анны достаточно все просто", – признается солистка оперной труппы Большого театра Агунда Кулаева.
За 140 лет существования оперы Донна Анна перерождалась тысячи раз. Когда-то ею была Маквала Касрашвили.
"Время идет вперед, приходят новые молодые талантливые режиссеры, у них свое видение, и мне импонирует их взгляд на эту оперу", – отмечает оперная певица Маквала Касрашвили.
Эта история любви Дон Жуана и Анны стала губительной для них. Эксперимент Даргомыжского – стал его лебединой песней. Меньше всего композитор хотел, чтобы его музыка была забавой, и у него это получилось. Так что зрителю придется потрудиться, чтобы понять и принять "Каменного гостя". И Большой театр предоставил эту возможность.