Оратория "Страсти по Матфею" прозвучала в исполнении Мюнхенского баховского хора
Одно из самых масштабных и грандиозных произведений Баха – оратория «Страсти по Матфею» прозвучала в Москве в исполнении Мюнхенского баховского хора. Этот коллектив – один из лучших интерпретаторов музыки немецкого композитора. И именно «Страсти», исполненные в 1955 году, стали тем произведением, которое превратило любительский ансамбль, пропагандировавший старинную музыку, в Баховский хор.
Часто приезжающий в Россию немецкий дирижер Хансйорг Альбрехт на этот раз приготовил эксклюзив. Из Германии привез один из старейших коллективов - Мюнхенский баховский хор. В их исполнении «Страсти по Матфею» всегда звучат аутентично – в этом деле они эксперты.
«Во времена Баха "Страсти по Матфею" исполняли два оркестра, два хора и два органа. Тогда это решение считалось новаторским. Со временем сложную задачу стали упрощать – Мендельсон переработал произведение – что-то сократил, что-то изменил. Но мы исполняем так, как написал Бах», - рассказал дирижер Хансйорг Альбрехт.
Альбрехт то дирижирует, то играет на клавесине, то управляет оркестром из-за клавесина – в точности, как дирижер эпохи барокко. К большому органу Зала Чайковского на вечер добавился еще один – поменьше. За главным инструментом – органный гуру Александр Фисейский.
«Почти вся органная литература до XIX века писалась для исполнения на богослужениях. Поэтому содержание этой музыки глубоко религиозно. И то, что мы исполняем религиозные произведения в концертных залах, ни в коей мере не меняет характер этой музыки и отношение к этой музыке исполнителей», - считает органист, заслуженный артист России Александр Фисейский.
Изначально «Страсти по Матфею» предназначались для исполнения в Страстную пятницу в церкви. Эта пасхальная оратория рассказывает о последних трех днях жизни Иисуса: предательстве Иуды, приговоре Понтия Пилата и страдании Христа.
«Во время исполнения главное – вера и искренность. Нужно каждой клеточкой кожи чувствовать то, что тогда произошло. Быть там вместе с людьми, провожающими его на Голгофу», - делится певец Тило Дальман.
В Москве аутентичное исполнение баховских «Страстей» впервые услышали всего десять лет назад. Да и в мире это редкое событие – на одной сцене собрать два хора, два оркестра, два органа, вокалистов, чтобы звучало так, как XVIII веке.