7 февраля 2017, 15:00 7 февраля 2017, 16:00 7 февраля 2017, 17:00 7 февраля 2017, 18:00 7 февраля 2017, 19:00 7 февраля 2017, 20:00 7 февраля 2017, 21:00 7 февраля 2017, 22:00 7 февраля 2017, 23:00 8 февраля 2017, 00:00 8 февраля 2017, 01:00

Вспоминая Александра Гутмана

  • Вспоминая Александра Гутмана
В феврале прошлого года не стало известного российского кинодокументалиста Александра Гутмана. В память о нем 13 февраля телеканал «Россия К» покажет программу из цикла «Мастер-класс» (22:05) и документальный фильм Александра Гутмана «Селедка и вдова Клико» (22:55).

В феврале прошлого года не стало известного российского кинодокументалиста Александра Гутмана. В память о нем 13 февраля телеканал «Россия К» покажет программу из цикла «Мастер-класс» (22:05) и документальный фильм Александра Гутмана «Селедка и вдова Клико» (22:55).

Александр Гутман – один из ведущих мастеров российского документального кино, сын легендарного фронтового оператора Ильи Гутмана. «Если мое имя какое-то время не забудут, есть шанс, что мои картины сохранятся дольше», – признавался режиссер, снявший за свою жизнь более сорока документальных лент. Он был настоящим мастером, который умел в своих фильмах тщательно отобрать и использовать поэтические метафоры, виртуозно выстроить изобразительный ряд, найти неординарные монтажные решения, смело экспериментировать со звуком. Первая же работа Александра Гутмана «Знакомьтесь, королева» имела успех как у нас в стране, так и за рубежом. Фильм получил Гран-при на самом престижном европейском кинофестивале спортивных фильмов в Сан-Венсане в Италии.

Но широкую зрительскую известность ему принесли авторские картины, среди которых «Русские ушли», «Путешествие в юность», «Фрески». «Я снимаю такое кино, которое считаю нужным. А покажут его по телевидению или не покажут – на это никогда не рассчитываю», – говорил мастер. Александр Гутман читал лекции и показывал свои фильмы студентам в России (ВГИК, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения) и за рубежом (США, Франция, Финляндия, Польша), являлся членом жюри международных кинофестивалей.

В программе «Мастер-класс» (13 февраля, 22:05) Александр Гутман рассказывает о секретах своей профессии, о своем творческом методе, обращая особое внимание на тот нравственный выбор, перед которым оказывается любой человек, берущийся снимать документальное кино. Это не академическая лекция, а встреча тех, кто уже состоялся в документальном кино, с теми, кто только желает связать свою творческую жизнь с этим жанром. В студии программы – студенты МГУ, ВГИКа, РГГУ, члены киноклубов, ответы на вопросы которых – важная часть программы. Как снимается документальное кино и может ли быть в нем сценарий? Допустимо ли вторгаться в интимное пространство человека и как расположить героя фильма к себе? Где граница между реальностью и искусством в документальной ленте?

«Мы все говорили, что документальное кино – это правда, это то, что есть на самом деле в реальности. Но как только мы начинаем говорить о правде, тут же кончается искусство, – утверждает Александр Гутман. – Поэтому самый главный постулат: документальное кино к правде не имеет никакого отношения, как только появляется правда, кончается искусство! Документалист видит то, что не видит простой человек, особенно детали. А в деталях очень часто кроется вся суть, настроение, смысл – все то, что поможет воплотить вашу идею».

В программу включены фрагменты фильмов Александра Гутмана «Русские ушли», «Путешествие в юность», «17 августа», «Фрески» и «Три дня и больше никогда» (фильм был показан в конкурсных программах 11 международных фестивалей и на открытии кинофестиваля в Биаррице в 1999 году).

Документальный фильм Александра Гутмана «Селедка и вдова Клико» (13 февраля, 22:55) рассказывает о советском художнике-нонконформисте, основателе неофициальной художественной группы «Лианозово» Оскаре Рабине. Судьба его драматична, ему 85 лет, он одинок, жена у него умерла, а сын трагически погиб. Оскар уехал из Союза, но так и остался до сих пор советским художником, поскольку все еще пишет об уроках той эпохи. Когда советское прошлое ушло вдаль, живопись Рабина стала востребованной, прошла выставка в Третьяковской галерее, и люди заинтересовались его личностью. Конфликт художника с обществом – главная идея фильма. Живопись Оскара Рабина ломает восприятие массовой культуры. В его картинах простота и житейская мудрость. Однако Александр Гутман утверждает, что у художника «отрезаны корни, нет питания». В этом он видит трагедию Оскара Рабина, который даже если хочет писать Францию, у него все равно получается Россия.

                                                                                               Пресс-служба телеканала "Россия К"

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация