"Вечер одноактных балетов" прошел в Большом театре
В мировой истории революций государство Нидерланды упоминается в числе первых. Помним со школьной скамьи и принимаем как должное любое упоминание этой страны в связи с чем-нибудь революционным – такую, например фразу: «В двадцатом веке в Нидерландах произошла революция, которая изменила ход танцевальной истории мира». Кажется, что совершенно естественным образом, именно голландцы стали законодателями мод в современном балете. И даже если спектакли ставят в Гааге англичанин, испанка и чех, всё равно выходит по-голландски. Созданное в Голландии англичанином, чехом, испанкой и одним очень знаменитым голландцем было исполнено накануне на исторической сцене Большого театра.
Вечер одноактных балетов подводит черту пятилетнего руководства Сергея Филина балетной труппой Большого. Теперь экс-худрук возглавит лабораторию молодых хореографов.
«Я очень рад тем годам, которые были, они были плодотворными, сделано очень много», – прокомментировал Сергей Филин.
В эти годы театр много экспериментировал с разными формами современного танца. Появление на главной сцене страны Ханса ван Манена, Пола Лайтфута и Соль Леон доказывает – Большой открыт авангарду. И новый руководитель балета Махар Вазиев готов эту волну поддержать.
«Я очень рад, что подобный вечер на сцене Большого театра, и коротко говоря, очень доволен этими работами», – отметил Махар Вазиев.
Тандем Лайтфут – Леон впервые появился в России несколько лет назад. Их изобретательность поражала. Они всю жизнь творили в Нидерландском балете – танцевали, ставили, теперь руководят. Балет «Совсем недолго вместе», сделанный в Голландии, Лайтфут и Леон перенесли в Большой. История о боли и страхах, зализанных ранах и необратимости времени – о себе и про каждого.
«Все закончилось, не успев начаться, пролетело очень быстро. В каждом театре своя публика, сейчас, исходя из особенностей Большого, мы в режиме реального времени вносим кое-какие коррективы», – рассказывает Соль Леон.
Балеты Ханса ван Манена для Голландии – символ, как королевские тюльпаны, картины Вермеера и Рембрандта. Кажется, хореограф знает о танце все. Его «Вариации на тему Франка Бриджа» Бриттена – танец не только тел, но и глаз. Эстет ван Манен славится не только профессиональным чутьем, но и чувством юмора.
«Я в полном восторге от того, как все получилось, мне очень нравится труппа, Большой театр, единственная проблема – в театре очень много ступеней», – шутит он.
Чех Иржи Килиан после ввода танков в Чехословакию в 1968-м поклялся, что его балетов в России не будет. В Москву он так и не приехал, но в 2011-м на Новой сцене Большого появилась его «Симфония Псалмов» на музыку Стравинского. Как утверждают танцовщики, это самый короткий путь к Богу. На историческую сцену балет перенес ассистент Килиана Стефан Жеромский.
Голландский балет в современном танце – территория рискованных экспериментов, грозящих провалом, но задающих тенденции. Теперь этот танец – на сцене Большого. В нем есть что-то от живописи старых голландцев, которых надо увидеть хотя бы раз в жизни, чтобы что-то понять про себя и про эту самую жизнь.
Историческая сцена Большого видела немало триумфов и провалов. В этот вечер современный танец в очередной раз доказал, что он на равных с классикой. Вопрос только в одном – талантливо или нет. Голландский балетный бренд, как всегда, оправдал себя.
Читайте также: