ГМИИ продолжает диалог классики и современности выставкой Пивоварова
Классик концептуального искусства Виктор Пивоваров говорит, что знаменитая лестница в Музее изобразительных искусств имени Пушкина всегда представлялась ему путём на Олимп, о котором он никогда не мечтал. И вот – сбылось. В Пушкинском открылась выставка Пивоварова, причём уже вторая за этот месяц в Москве. В цикле «Потерянные ключи» – восемь живописных работ. Они написаны в прошлом году под впечатлением от произведений мастеров Возрождения.
До Пушкинского музея протянулся «След улитки». Это название ретроспективной выставки Виктора Пивоварова, которая открылась в «Гараже» на прошлой неделе. А вот картина с таким названием представлена в другой экспозиции – в Пушкинском музее, которая является логическим продолжением первой и своеобразным диалогом двух музейных институций – классической и современной. Улитка – образ для Пивоварова знаковый. Он к нему часто обращается. Использовал и в работе, написанной по мотивам картины Питера Брейгеля «Безумная Грета».
«Это образ замедленного действия, который каким-то образом противостоит тому ускорению, в котором мы живём, когда мы перестаем замечать, что вокруг нас происходит и что вокруг нас живет. И образ улитки на этой картине противостоит женщине, которая несётся в пропасть и которая сама себя уничтожает, – она двигается медленно, но её время другое и её способ познания другой», – поясняет художник.
Эта выставка – одна из реплик в глобальном диалоге классического искусства с современным, который затеял Пушкинский музей несколько лет назад. Работы Пивоварова представлены в зале Микеланджело. В основе каждой – шедевр северного Возрождения. Сам Пивоваров сравнивает себя с современным театральным режиссёром, который работает с классикой, но кардинально ее перерабатывает, наполняя своими образами.
«Это, с одной стороны, очень сложный текст, который Пивоваров выстраивает как мастер-концептуалист, очень ловко манипулируя этими утраченными ключами от классического искусства. С другой стороны, не в выискивании деталей и не в поиске прямых аналогий смысл, потому что для искусства они не нужны, ворота искусства и так широко распахнуты», – отмечает куратор выставки Александра Данилова.
Основа пивоваровских «Мыслителей» – картина Джованни Беллини с двойным названием «Ложь (Мудрость)» из серии «Четыре аллегории». «Два зеркала» родились под впечатлением от знаменитой работы неизвестного мастера «Колдовство любви». Самый объёмный диалог у Пивоварова состоялся с Лукасом Кранахом Старшим, выставка которого в том же Пушкинском проходит сейчас. Подобный автопортрет Пивоваров уже написал в юности, повторил на новой волне интереса к Кранаху, уподобив себя кардиналу Альбрехту Бранденбургскому, одному из героев немецкого живописца. Открывает серию «След улитки» – парафраз «Меланхолии» Кранаха, закрывает «Притча о выеденном яйце», первоисточник которой – картина Брейгеля. Полотна объединяет общее настроение меланхолии.
«Я её интерпретирую совсем в другом плане, как момент именно меланхолии, я с нее начинаю и кончаю картиной, которая несет тот же оттенок. И Дюрер, и Кранах и я – прошу прощения, что ставлю себя радом – мы понимаем меланхолию как состояние абсолютной непознаваемости мира, вот это состояние ступора. И оно близко нашим современникам, это мои собеседники», – комментирует Виктор Пивоваров.
Но не стоит воспринимать эту выставку как искусствоведческий ребус и пытаться обнаружить все «Потерянные ключи». Главный код к выставке – это всё же чувственное восприятие, ведь Пивоваров работает не с символами, а с образами, а их каждый волен воспринимать так, как хочет.
Читайте также:
Три новые выставки открываются в Музее современного искусства "Гараж"