ТЮЗ имени Брянцева привез на "Золотую маску" спектакль "Беккет. Пьесы"
На фестивале «Золотая маска» показали спектакль под названием «Беккет. Пьесы». Этот радикальный сценический эксперимент претендует на главную театральную награду в двух номинациях - «Лучший драматический спектакль малой формы» и «Лучшая работа режиссёра» - Дмитрия Волкострелова. Девять коротких, не связанных между собой пьес переведены на русский язык впервые. В большинстве из них - нет ни сюжета, ни характеров, ни диалогов. Однако, режиссёру удалось не только «подобрать ключ» к этим произведениям, но и вовлечь зрителей в особую атмосферу. Показать, что такое жизнь – в беккетовском понимании.
В первые полчаса зрителя ждет радиопьеса – в кромешной темноте, в которой теряется чувство пространства, будет слышно только странное шуршание – сочинение композитора Дмитрия Власика.
Уже при свете молодая команда петербургского ТЮЗа представит другие короткие пьесы Беккета, неизвестные в России, в том числе – бессловесные опусы, вроде «Дыхания» 1969-го и «Квадрата» 1981 года. Разброс во времени – около 30 лет. Когда-то Беккет получил Нобелевскую премию с формулировкой: «За совокупность произведений, в которых трагизм человеческого существования становится его триумфом». Главным объектом театрального исследования Дмитрия Волкострелова стал как раз сам Беккет – человек и художник.
«Все говорят, что Беккет автор – мрачный, темный, что у него - театр абсурда, все непонятно, а мы как раз в работе пришли к выводу, что на самом деле он автор очень светлый, внимательный к человеку, к его природе, и очень человеку на самом деле сострадающий. И, конечно, после этой работы становится немного легче», - объясняет режиссер Дмитрий Волкострелов.
Постигать тишину, ритмы и философию Саммуэля Беккета зрителю предстоит в трех разных пространствах. Актеры, с которыми Волкострелов выпустил уже не один спектакль, на этот раз – в разноцветных комбинезонах, как краски на палитре художника.
«Для меня были открытием пьесы, которые являют собой партитуру, формулу математическую. И мне кажется, это очень интересная задача», - говорит актриса Алиса Золоткова.
Музыка – один из мощных инструментов погружения в мир ирландского драматурга. Композитор Дмитрий Власик для каждого из шестерых артистов придумал свой инструмент.
«Это различные звуковые объекты, например, есть салатница, которая звучит как нота соль-диез. Есть объект под кодовым названием "Космос", который достался мне от работника на токарном станке, но он звучит так, как ничто на этом свете не звучит», - объясняет композитор Дмитрий Власик.
Оценит ли жюри «Золотой маски» постмодернистский эксперимент Волкострелова на основе постабсурдистских пьес Беккета, станет известно в апреле. Для режиссера нынешняя номинация на «Золотую маску» – третья подряд.