Более ста работ Гелия Коржева представлены на уникальной выставке в Третьяковке
В Третьяковской галерее открылась выставка работ Гелия Коржева – русского реалиста XX века. Сильный и независимый характер художника, его добровольное затворничество, полный уход от всякой публичности привели к тому, что он оказался почти неизвестен даже профессионалам. И это при том, что художник интенсивно работал вплоть до последних дней жизни - умер Коржев в 2012 году в возрасте 87 лет. Выставку в Третьяковке уже назвали «самым острым и самым парадоксальным проектом музея в этом году».
Совсем недавно здесь, в этих же залах Третьяковской галереи на Крымском валу, с ошеломительным успехом прошла выставка Валентина Серова. И теперь все, конечно, ждут от Третьяковки нечто подобное. Сама фигура художника ко многому обязывает. Гелий Коржев – один из ключевых художников XX века. На первый взгляд, привычные картины соцреализма. В действительности же, как утверждают исследователи творчества, атрибуты советской эпохи - всего лишь фон, на котором развиваются человеческие драмы. Неслучайно Гелия Коржева, порой, называют Достоевским от живописи. Художника интересуют такие извечные вопросы бытия, как человеческий выбор, ответственность, предназначение.
«Те, кто уже успел посмотреть эту выставку, все говорят о каком-то ошеломляющем впечатлении, о какой-то невероятной фигуре, о которой почему-то никто не знал. И самое драматическое, на самом деле, это то, что из того, что вы видите на этой выставке, а это - 120 живописных произведений и около 40 графических работ – в собраниях российских музеев находится только 25 работ», - говорит директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Все остальные привезены из-за рубежа. И это вторая причина повышенного интереса к этой выставке - впервые после длительного перерыва в культурных обменах между Россией и США, в нашем проекте принимают участие американцы – частный музей русского искусства из Миннеаполиса. Его основатель – коллекционер Реймонд Джонсон - давний поклонник творчества Гелия Коржева. Именно он в непростые девяностые помогал художнику. Приобретал его произведения, не торгуясь.
«Каждый раз, когда мне задают этот вопрос, а задают его часто – зачем я собираю картины Гелия Коржева, я всегда даю очень короткий ответ. Когда я впервые увидел эти вещи, я увидел искусство», - рассказывает коллекционер, основатель Музея русского искусства в Миннеаполисе Реймонд Джонсон (США).
В последние годы жизни Коржев практически не выходил из своей мастерской. Мало общался, не давал интервью. Поэтому многие его произведения нулевых даже специалисты увидят впервые. В это время он обратился к евангельской тематике – смелый шаг для художника, вышедшего из купели соцреализма.
«Практически такого выбора не сделал ни один художник советского времени. Поэтому что это невозможно не только в силу идеологических причин, но и в силу того, что художник, обращаясь к Библии, делает гораздо более страшный для себя выбор в сторону совсем другой художественной традиции. И за плечами этой традиции - Александр Иванов и такие высочайшие планки национального искусства, которые никто на себя добровольно не взвалит», - отмечает куратор выставки Наталья Александрова.
Гелия Коржева можно сравнить не только с Александром Ивановым. Вероятно, он один из немногих, кто в двадцатом веке продолжил линию передвижников, воплотив в своем творчестве традиции русского реалистического искусства с большой буквы «И».
Читайте также:
Лучшие работы Гелия Коржева впервые собраны в единой экспозиции в Третьяковской галерее
Выставку работ Гелия Коржева в Третьяковке показали журналистам
Сегодня в Третьяковской галерее открывается масштабная выставка Гелия Коржева
Открытию выставки Гелия Коржева был посвящен эфир программы "Наблюдатель" 22 марта 2016 года>>>