Библиотека Шнеерсона остаётся в центре конфликта
В судебном деле поставлена точка, но конфликт не исчерпан. В среду стало известно, что Россия выходит из судебного процесса в США по библиотеке Шнеерсона и выдвигает встречные требования. Суд в Соединенных Штатах постановил взыскать с России почти 44 миллиона долларов по этому делу. Наша страна не намерена ни платить, ни отдавать книги. Министерство культуры России заявило, что библиотека неотчуждаема. История вопроса – в сюжете нашего корреспондента.
Бывший глава Ленинской библиотеки Игорь Филиппов, когда речь заходит о суде вокруг собрания Шнеерсона, переходит на нелитературный язык: американская Фемида «пытается поставить Россию на счетчик».
«Явно в виду нынешней политической ситуации. Главное, что надо понять: американские суды претендуют на то, что они имеют верховенство в мире», – говорит он.
Американский судья постановил: за то, что Россия не вернула американским хасидам книги Шнеерсона, она должна заплатить штраф – более 40 миллионов долларов. Россия настаивает: евреи США не имеют прав на это собрание.
Ребе Шнеерсон собирал свою коллекцию в поселке Любавичи Смоленской области. Во время Первой мировой – передал ее на хранение властям. Позже коллекцию национализировали коммунисты и отдали ее нынешней Ленинской библиотеке. Чтобы сгладить конфликт, несколько лет назад Владимир Путин передал библиотеку Шнеерсона в Еврейский культурный центр в Москве. Доступ к ней полностью открыт. Но в случае переезда в Америку коллекция может оказаться недоступной для исследователей.
«Более того, человек может заглянуть в эту книгу даже не приезжая в Россию. Большинство книг отсканировано и доступно в Интернете. Я более того скажу, сакральность этих книг приведет к тому, что, попади они к хозяину, доступ к ним будет ограничен», – отмечает глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин.
Против передачи книг по суду выступило даже американское министерство юстиции. Однако ни суд, ни хасиды США его мнение не учли.
У России есть и встречные претензии. Еще в начале 90-х американские хасиды попросили «почитать» семь книг из библиотеки Шнеерсона. В качестве поручителя возврата ценностей выступили американские дипломаты – в том числе и посол США. Оказалось, что их поручительство не стоит ничего.
«Они украли семь книг, которые по подписанному ими договору – конкретному, относящемуся к этим книгам договору – должны были вернуть. Более того, тот же судья Рой Ламберт постановил, что они ничего не должны возвращать», – добавляет Игорь Филиппов.
Если в США начнётся арест российского имущества по этому делу, то и в России может начаться аналогичный процесс. Суммы штрафов в масштабе обеих стран не так велики. Так же, как и стоимость библиотеки Шнеерсона. Эксперты говорят: она стоит пару десятков миллионов долларов. Но ущерб российско американским культурным связям, замороженным из-за этого скандала, уже превзошел все эти оценки.
«Все музейное сообщество и в России, и в Америке очень хочет, чтобы возможность взаимодействия возобновилась, – комментирует директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Марина Лошак. – Мы все время говорим об этом со своими коллегами, и они ощущают эту необходимость ровно в той же степени, что и мы. Ситуация кажется абсурдной, потому что неясно, кого наказывать. Наказывают людей, которые лишаются возможности жить в большом мировом культурном пространстве».
И это точно не то, к чему стремился, собирая свою коллекцию, Ребе Шнеерсон.