"Нервный спектакль". Павел Сафонов представил "Горе от ума"
Сочинив «Горе от ума», Александр Грибоедов сделал такое признание: «Первое начертание этой сценической поэмы было гораздо великолепнее, чем теперь, в суетном наряде, в который принужден был облечь его. Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить моё создание». Постановки «Горя от ума» в современном российском театре мы с вами принуждены воспринимать с учётом такой же прихоти, какая была у Грибоедова, – с учётом ребяческого удовольствия режиссёров видеть интерпретацию свою на сцене и желания ей успеха.
Павел Сафонов – режиссёр, интерпретациями уже прославившийся. В столичном Театре на Малой Бронной он уже интерпретировал «Тартюфа» и «Сирано де Бержерака». Теперь предлагает взглянуть на своё «Горе от ума», там же, в Театре на Малой Бронной, и оценить по достоинству «театр несдержанного жеста и непроизвольного крика».
Спектакль нервный, если можно так выразиться. У Сафонова все «ненормальные». И Чацкий, (Дмитрий Сердюк в его роли), и Фамусов в исполнении Михаила Горевого, и Софья - Полина Чернышова - мечется по сцене, почти как пушкинская Татьяна. Молчалин «дурачит молча» на каблуках и в юбке. А старуха Хлестова разодета так, что походит на Снежную королеву. В том, как актёры одеты, и в том, как они себя ведут, видна попытка не осовременить, а скорее универсализировать и ситуации, и типажи. А текст Грибоедова универсализировать, как известно, и вовсе нет нужды, почти уже двести лет «бьёт в точку».