Программа к 90-летию со дня рождения Анатолия Эфроса открылась выставкой
Выставкой «Анатолий Эфрос. Пространство мастер-класса» открылась сегодня программа, посвящённая 90-летию со дня рождения режиссёра Анатолия Эфроса. Эта дата будет отмечаться 3 июля. А пока, следуя неутомимому творческому духу знаменитого мастера, мастер-классы в его память будут проводить ведущие театроведы и режиссёры, такие как Алексей Бартошевич, Алексей Бородин, Римас Туминас, Сергей Женовач.
Спустя десятилетия творческий авторитет Анатолия Эфроса по-прежнему высок в среде профессионалов. Незадолго до юбилея, в этот вечер друзья и коллеги-критики, актеры, режиссеры вспоминают.
«Я мечтал с ним работать, когда у меня был кризис с Олегом Николаевичем Ефремовым. У меня были такие всполохи, когда хотелось что-то для себя поставить, я всегда говорил себе – уйду к Эфросу», – поделился народный артист РСФСР Александр Калягин.
«Таких рисунков, которые выстраивал Анатолий Васильевич, такого тонкого ажура, кружева, которое он плел… Он в такие глубины уходил, он наполнял и заполнял актера», – сказала заслуженная артистка РСФСР Анна Каменкова.
Выставка как размышление, попытка понять, каким был театр Анатолия Эфроса. С его неповторимой и удивительной атмосферой. На стенах фотографии – как линия жизни – все из семейного архива и только подлинные. А вот рабочие моменты – снимки со спектаклей собраны в отдельные папки. Их 78 – по числу постановок.
«Есть спектакли, от которых не осталось почти ничего – одна программка, но в каждой этой папке что-то лежит. Например, «В поисках радости», Центральный детский театр – кстати, знаковый спектакль для Анатолия Васильевича. Здесь и программка с премьеры, и фотографии», – рассказала куратор Мария Чернова.
Дмитрия Крымова, сына Анатолия Эфроса, удивил нестандартный подход к созданию экспозиции. Например, интернет-ключ к персональному сайту режиссёра. Но всё это, по словам Крымова, вполне обосновано.
«Это подходит папе, как ни странно, который очень любил последние изобретения техники. Он их всегда покупал за границей… Новое – это хорошо, вот это в его стиле», – отметил он.
Фрагменты выступлений, интервью. Редкие видеозаписи репетиций спектаклей в США, Японии, Финляндии. Монитор – как окно в прошлое. Кусочки пленки, как осколки времени, словно приоткрывают занавес и дают возможность стать зрителем здесь и сейчас. Звучит отрывок спектакля «Дон Жуан», 1973 год.
К юбилею мастера издана книга «Анатолий Эфрос. «Месяц в деревне»». Это подробное исследование работы над спектаклем, который кардинально изменил сценическую жизнь тургеневской пьесы.