Открывается 23-й музыкальный фестиваль "Звезды белых ночей"
Самая петербургская опера Чайковского на самом петербургском фестивале. В Петербурге, в эти минуты, сразу на трёх сценах открывается 23-й музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей». В этом году он посвящен 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Почти столько же спектаклей и концертов - 175 - будут даны за 68 фестивальных дней. Открывают «Белые ночи» балет «Лебединое озеро» на основной сцене Мариинки, выступление итальянского баса Ферруччо Фурланетто в Концертном зале и опера «Пиковая дама» на новой сцене театра. О том, как готовилась оперная премьера - в репортаже из Петербурга.
«Пиковая дама» - очень петербургский спектакль. Он начинается со сцены в Летнем саду, где впервые встречаются графиня и Герман. Декорации мрачные, атмосфера таинственная. Вся постановка - это мистическая фантасмагория, где главный герой - Петербург.
«Работать над "Пиковой дамой" было мучительно и даже страшно», - говорит режиссер Алексей Степанюк. Этот спектакль он ставил уже много раз, но в своем родном городе впервые взялся за сочинение Чайковского. Вспоминает, что в молодости у него было много необъяснимых моментов, связанных с «Пиковой дамой». И сейчас путь в театр - а живет Алексей Степанюк на Крюковом канале - превращается в настоящее испытание. Везде режиссер чувствует особую петербургскую мистику.
Алексей Степанюк: «Фантастическое и реальное - есть в самой музыке Чайковского. Жизнь и смерть композитора всегда были окутаны легендами и тайнами. Он жил в доме на углу Гороховой и Малой Морской - напротив особняка Наталья Голициной, прототипа графини из "Пиковой дамы"».
Режиссер считает, что в своей опере П.И. Чайковский предсказал революцию 1917 года. «Пиковая дама» буквально пронизана ощущением тревоги.
В музыке бушуют страсти: любовь и ненависть, алчность и желание править миром. Алексей Степанюк уверен, что Чайковский пытался выразить в опере свои личные переживания. По воспоминаниям современников, композитор "разрыдался над смертью Германа", закончив работу над партитурой. По словам режиссера, образ, созданный Пушкиным и Чайковским, актуален и сегодня.
Оперу «Пиковая дама» Петр Чайковский написал специально для Мариинского театра и даже подарил партитуру - увидеть раритет можно на выставке, посвященной 175-летию композитора. За 125 лет в Мариинском театре ставили «Пиковую даму» шесть раз. В последнее время на сцене шел спектакль в постановке Юрия Темирканова.
Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра: «Мы не уничтожаем спектакль Юрия Темирканова. Он прошел так много раз и пользуется признанием у многих любителей оперы. Но мне кажется, что новое поколение артистов тоже ждет обращения к таким шедеврам».
В этом году фестиваль «Звезды белых ночей» приготовил много приятных сюрпризов. «У любителей музыки наступает жаркая пора», - уверен Валерий Гергиев. Среди самых ярких событий - выступления выдающегося итальянского баса Ферруччо Фурланетто, скрипача Леонидаса Кавакоса, а также популярная в современной Европе опера «Узник» итальянского композитора Луиджи Даллапикколы. В России ее покажут впервые.