Максим Венгеров : "Финал – это огромное испытание с полной концентрацией"
Мы продолжаем следить за хроникой Международного конкурса имени Чайковского. Сюжетно этот конкурс, напомним, составлен четырьмя параллельными линиями по специальностям и ещё одной линией жюри. Всего пятью – практически нотный стан. И партитура создаётся на наших глазах. Подошёл срок и начинает звучать финал. Наши корреспонденты наблюдали за состязаниями скрипачей и пианистов в Большом зале Консерватории и Концертном зале имени Чайковского.
Финалисты-скрипачи осваивают и покоряют новую для себя площадку – Концертный зал Чайковского. По регламенту программа в третьем туре рассчитана больше чем на час.
«Это огромное испытание для всех конкурсантов, – отметил член жюри Максим Венгеров. – Не только они играют концерт Чайковского, но и должны другой концерт по их выбору сыграть, и час пятнадцать – полтора часа стоять на сцене – это огромное испытание с полной концентрацией».
На Конкурсе Чайковского скрипачка Ким Пом Сори представляет Южную Корею. За плечами немало побед на конкурсах – в Германии, Японии, Китае. Для финального сражения на этом конкурсе подготовила Концерт для скрипки с оркестром Брамса и, конечно же, концерт Чайковского.
«Этот Конкурс Чайковского – не просто моя мечта, я готовилась с детства и шла к нему всю жизнь. И концерт Чайковского, который я исполняла, – он особый для меня. Он помогает понять русскую душу», – расказала скрипачка.
Следом за Ким Пом Сори на сцену вышел ее соперник Цзэнь Юй-Чень. Он участвовал в прошлом Конкурсе Чайковского, выбыл после второго тура, получив специальный приз жюри. Теперь в финале борется за победу. В программе – Чайковский и Сибелиус.
Финальные прослушивания проходят и у пианистов. У Большого зала консерватории – столпотворение, будто бы выступают знаменитые на весь мир звёзды. Лишних билетиков не находится. Публика пришла услышать двух главных фаворитов конкурса.
Одни болеют за экспрессивного, романтичного и свободолюбивого Люку Дебарга, другие – за Лукаса Генюшаса, про которого ещё на заре его исполнительской карьеры заговорили как о духовно зрелом пианисте с сенсационной техникой и безупречным чувством стиля.
– Наверное, всё-таки за француза болею – я как-то люблю людей, которые сами по себе, вне, так сказать, сугубых традиций, очень свободный внутренне, с широким художественным взглядом тотально.
– Я болею за Лукаса Генюшаса, потому что он просто потрясающий, я так считаю.
– Мы ни за кого не болеем, мы пришли посмотреть на Бориса Березовского, мы его поклонники.
Члены жюри – среди них и Борис Березовский – в зал не спешат, перед началом прослушиваний дышат чистым консерваторским воздухом.
«Да, я подустал после первых двух туров. Это было немного утомительно, сейчас больше воздуха в атмосфере конкурса. Меньше конкурсантов, а значит, есть возможность предельно сконцентрироваться и слушать – сейчас совершенно другие ощущения», – признался член жюри Питер Донохоу.
Первый, на чьей игре сконцентрировались члены жюри, – Люка Дебарг. Играл Второй концерт Листа и Первый – Чайковского.
Фаворит публики сильно волновался, это заметили многие. Со второй частью самого знаменитого концерта Чайковского справился блестяще, а вот с первой – не очень. Критикам в исполнении Люки не хватило мощи, торжественности, праздника. Дебарг и сам своим выступлением остался недоволен, не вышел на второй поклон. Но любимца без автографов не отпустили.
Лукас Генюшас – единственный из финалистов, кто не выбрал Первый концерт Чайковского, сыграл Второй, посвященный пианисту и дирижёру Николаю Рубинштейну.
Также Генюшас исполнил Третий концерт Рахманинова и оба произведения – спокойно, уверенно и точно. Невозмутимый виртуоз Лукас не обманул ожиданий своих поклонников, но что скажут судьи? Их слово будет последним.
Все материалы о XV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского>>>