"Образ Востока в русском искусстве" продемонстрировали в Уфе
В Уфе, в Башкирском государственном художественном музее имени Нестерова открылась выставка «Образ Востока в русском искусстве первой половины ХХ века». Этот тематический проект стал крупнейшим для музея за последние годы. В экспозиции – живопись и графика двадцати известных мастеров эпохи. Представителей разных, но по преимуществу модернистских школ, их объединил вектор художественного поиска – стремление найти новые стимулы для творчества, неожиданные приёмы письма в древней культуре другой цивилизации.
То, что Восток – дело тонкое, организаторы выставки в Музее имени Нестерова дали понять посетителям через звучание домры. Открыли экспозицию работами участника творческой группы «Алая Роза» Мартироса Сарьяна. Однако поскольку львиная доля полотен привезена из Саратова, то в центре внимания оказались также картины Павла Кузнецова и Петра Уткина, чьё творчество непосредственно связано с этим городом. К тому же, они были одними из первых, кто стал использовать восточную тематику в своих произведениях.
«Для Уфы это большое явление. Мы по этим произведениям учились в школах, институтах. И вот эти произведения сейчас находятся в нашем музее. Сарьян, Чуйков – по ним мы на ноги становились как художники», – прокомментировал директор музея Файзрахман Исмагилов.
Если Матисс или ван Донген искали вдохновение в арабских странах Северной Африки, то русские художники устремились в заволжские степи, Крым и далее на юго-восток. Там художники не только творили, но и создавали школы. Как отметили организаторы и гости вернисажа – подобная выставка для Уфы поистине уникальна.
«Каждая работа – это отдельный рассказ, – отметил президент Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Марджани Рустам Сулейманов. – За моей спиной висят работы Александра Волкова, основоположника узбекской школы живописи. Красочный, авангардный, смелый. Здесь же солнечный Павел Беньков. При всей реалистичности это живопись, скорее, импрессионисткая».
По-южному яркий солнечный свет, делающий фигуры и предметы плоскими, буйство красок и затейливые орнаменты Востока, каллиграфия Корана, силуэты старинных храмов и городской архитектуры не могли оставить художников из центральных и западных регионов России равнодушными.
«Это была очень важная тема не только для русского, но и для мирового искусства в конце XIX и начале XX века. Восток был миражом, прекрасной страной, невероятной, в которой всё не так как у нас», – рассказала заведующая научно-экспозиционным отделом «РОСИЗО» Фаина Балаховская.
Работы, представленные на выставке, отличаются тончайшим профессионализмом вне зависимости от жанра. Создаваемые в переходный для Востока период от средневекового традиционализма к современности картины, они отражают суть и образ жизни этого региона.
Средняя Азия для русских художников первой половины ХХ века – мифический край, повод для вдохновения, а иногда просто игра воображения. Например, член творческого общества «Бубновый валет» Илья Машков вообще никогда там не был, что, впрочем, не мешало ему писать пряные восточные натюрморты. А его коллега Аристарх Лентулов добрался только до Крыма, и через мечети и ханские дворцы смог передать дух Востока.