Артисты Александринского театра привезли в Будапешт постановку "Швейк. Возвращение"
Спектаклем Александринского театра в Будапеште открылся Международный театральный фестиваль имени Имре Мадача. Питерские артисты показали премьерный спектакль Валерия Фокина «Швейк. Возвращение». Репортаж Валерии Кудрявцевой.
Будапешт – один из самых театральных городов Европы. При населении чуть больше миллиона семисот тысяч человек здесь – 26 крупных государственных театров и больше сотни маленьких студий. За месяц в городе продается примерно полмиллиона билетов. Неудивительно, что на спектакли Международного театрального фестиваля, который проходит на сцене Венгерского Национального театра и дает возможность увидеть творчество режиссеров из многих стран, они были распроданы заранее.
Спектакль открытия – «Швейк. Возвращение» в постановке Валерия Фокина – вызвал такой интерес, что пришлось запланировать два показа вместо принятого одного. Кроме традиционно особого внимания к русскому театру, свою роль сыграл и Швейк. Как раз по Австро-Венгерской империи и шагал комический герой Ярослава Гашека.
«Знаем мы этот образ. Есть венгерские произведения, которые ссылаются на Швейка и диалог ведут с этим персонажем. Поэтому я думаю, что всем понятно будет все. Правда, этот спектакль настолько неожиданный, своеобразный, настолько жесткий, что это точно будет неожиданностью и вызывать удивление у венгерского зрителя», ‒ рассказал художественный руководитель Венгерского Национального театра Атилла Виднянский.
Швейк – маленький человек, комический персонаж. Сегодня его легко можно застать во многих сувенирных магазинах Европы. Вопреки прогнозам критиков времен Ярослава Гашека он по-прежнему популярен. А иногда даже возвращается в серьезную жизнь, например, на театральные подмостки. И тогда Швейк вызывает к себе уже совсем другой, серьезный интерес.
Тот, кто шел за традиционно веселым Швейком и знаменитым гашековским юмором, будут разочарованы, с самого начала предупреждает Валерий Фокин. За прошедшие с момента написания почти сто лет войны не прекратились, а люди не выучили страшных уроков. Отсюда и Швейк посерьезнел и погрустнел. Его похождения заставляют вздрогнуть любого. Оригинальную пьесу на основе романа Гашека написала драматург Татьяна Рахманова. Для Валерия Фокина этот спектакль – провокация. Он вернул Швейка, чтобы разбудить зрителя, не дать привыкнуть к мысли, что война – это нормально, якобы всегда далеко.
«Мы сегодня, действительно, перешли черту, и уже вошли в тот период, когда все настолько зыбко и настолько воспалено, что мы все ощущаем эту опасность. Конечно, это не может быть "это про них, а не про нас". Сегодня этот разговор про всех», ‒ подчеркнул режиссер, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.
После спектакля разговор продолжается, в фойе – традиционная встреча авторов постановки с неравнодушными зрителями. Валерий Фокин о Швейке говорит эмоционально, ему важно, что его работа раздражает и рушит ожидания, значит, пробуждает ум и душу, что дает надежду.