95 лет Энверу Мамедову
Энверу Мамедову - одному из создателей отечественного телевидения и радио - исполнилось 95. Он прошел путь от военного переводчика до влиятельной персоны в мире медиа. Почти четверть века стоял у руля Гостелерадио. Благодаря Мамедову в эфир выходили программы и фильмы, ставшие невероятно популярными.
Если представлять телевидение как огромный завод, то Энвер Мамедов в нем главный конструктор. В советское время - первый заместитель председателя Гостелерадио СССР, которого советский зритель никогда не видел. Но его хорошо знали и знают все на «телевизионной кухне». Ок создал сетку вещания - систему, в которой родилась и программа «Время», и другие программы. Раньше говорили «передачи». Он зародил культуру телевещания. Человек уникальной судьбы. Фронтовик. Военный дипломат.
«Армия воспитала меня. Я всем обязан армии, в том числе и знанием английского языка, который я совершенствовал, когда общался с американо-английскими генералами в Италии. Но, конечно, основная моя работа была с итальянским сопротивлением», - рассказывает дипломат, журналист, советник главного редактора «РИА Новости» Энвер Мамедов.
Участников тех событий почти не осталось. Молодой лейтенант-переводчик Энвер Мамедов в 45-м был откомандирован в Нюрнберг с особой миссией - сопроводить на процесс главного свидетеля, взятого в плен в Сталинграде, фельдмаршала Паулюса. Из всей объемной кинохроники единственный кадр: Паулюс дает показания. Панорама по присутствующим. Вот Энвер Мамедов. «Паулюс страшно нервничал, и, когда я пришел к нему, он сказал: «Я помню Нюрнберг, который пах розами. А сейчас пахнет трупами! Это результат бомбежек». Я сказал: «Вы лучше бы не говорили о бомбежках, потому что я советский гражданин»», - вспоминает дипломат, журналист, советник главного редактора «РИА Новости» Энвер Мамедов.
Он знает пять языков. В 26 работник МИДа, вот в форме «дипломатического майора», тогда еще без высшего образования. Эта внутренняя дипломатия с ним остается навсегда. Он предложил взамен «глушилок» вражеских радиостанций создать свое развлекательное радио. Так появилась станция «Маяк». Позже четыре всесоюзных телеканала. Главная миссия - нести знания в широкие массы. На экранах появляются «Очевидное - невероятное», «Клуб кинопутешественников», «Кинопанорама», «В мире животных», «Здоровье»... К каждому новому, как уже сейчас говорят, «телепроекту» с опаской относятся «наверху». Но дипломат-Мамедов - защитник профессиональных телевизионщиков.
«Всегда во всех вопросах поднимал трубочку по кремлевскому телефону. Так, как думал Энвер Назимович, так потом и думал наш председатель», - говорит диктор, народный артист СССР Игорь Кириллов.
Любимую новогоднюю «Иронию судьбы» по иронии судьбы Рязанов снимал в разгар брежневской антиалкогольной кампании. Но сколько ни ругались в ЦК, Мамедов «пробил» эту комедию для показа. Не хотели ставить и «Семнадцать мгновений весны» - дескать, нацисты выглядят умно. «Я сам их видел на процессе. Да, преступники, но они не были глупыми», - говорил Мамедов членам Политбюро. И «Штирлиц» шел на экране. По телевизору можно было увидеть и модную постановку Таганки, и новую экспозицию в Пушкинском. Энвер Мамедов всегда знал и знает, как и что показать, поэтому и сейчас он один из лучших советников уже в медиасфере.