В Московском ТЮЗе - спектакль "Коллекционер"
В Московском Театре Юного Зрителя новый спектакль – «Коллекционер». Спектакль поставлен по роману Джона Фаулза, британца, который очень не хотел, чтобы его считали английским литератором. Он хотел быть «мегаевропейским», так он выражался. И по его же словам, желание такое было обусловлено не тщеславием, не попыткой прыгнуть выше головы, а здравым смыслом. Задачу этот мегаевропеец даже перевыполнил: уже «Коллекционер», первый роман Фаулза, принес ему колоссальный успех, был переведён на тридцать языков, экранизирован и разыгрывается в театрах. Коллекция постановок пополнилась теперь версией режиссера Павла Артемьева. Премьера в Московском ТЮЗе состоялась минувшим вечером.
«Коллекционера» готовили год – получилось, сродни лабораторной работе. Текст романа Фаулза инсценировали вместе, параллельно репетируя. По мнению режиссера и актеров, спектакль вышел про любовь, но не только.
«Для меня важно просто столкновение двух характеров. Человека очень консервативного, очень не интеллектуала, обычного, незаметного человека и молодой девушки – интеллигентной, свободно мыслящей, неравнодушной к тому, что происходит в мире. И мне было интересно – могут ли люди друг друга понять в этой ситуации. Выводы неутешительные», - констатирует режиссер Павел Артемьев.
Фредерик Клегг – замкнутый, закомплексованный коллекционер – похищает девушку, запирает ее в подвале, словно накалывает на булавку бабочку для своей коллекции. Обращается с ней, как с редким, драгоценным экземпляром, не замечая, что убивает. Всепоглощающая любовь делает его неразборчивым в выборе средств.
«Он находит один единственно правильный для себя выход – похитить ее, чтобы она просто смогла его узнать, и вот эта сама большая любовь была для меня интересна в этом персонаже. Потому что она, на самом деле, для меня - чистая, светлая, как само чувство, но в обрамлении такого человека – с дурацким мышлением - необразованного, асоциального», - объясняет актер Олег Ребров.
Как и роман Фаулза, спектакль делится на две части. В первой герои еще находятся в диалоге. Вторая – дневники Миранды Грей – история преступления глазами жертвы.
«Она - очень мудрое создание сама по себе и философское. Мне кажется, с какой-то стороны, Фаулз – это она. То есть его мысли, его философия очень четко в ее дневнике транслируются. Поэтому, именно из этого побуждения, она пытается этого человека немножечко вытащить из его болота, тины. Она пытается до него все время достучаться и в его нутро проникнуть каким-то адекватом, жизнью просто», - считает актриса Марина Ворожищева.
Любовь как мера вещей. Она делает человека человеком. Отсутствие ее – убивает. Поняв, что нелюбим, и любим быть не может, Клегг окончательно утрачивает человеческий облик, тьма поглощает его в Белой комнате столичного ТЮЗа, как и в романе Фаулза.