Ушел из жизни театральный художник Валерий Левенталь
Валерий Левенталь, народный художник СССР, сценограф, педагог, профессор, академик Российской академии художеств скончался в США на 77-м году жизни. Последние годы бывший главный художник Большого театра жил в Америке, но продолжал сотрудничество с главным театром России. Совсем недавно Левенталь презентовал макет новой сценографии балета "Дон Кихот". В будущем сезоне его замысел будет воплощен на исторической сцене Большого. Спектакли, оформленные мастером, украшали и лучшие зарубежные театры, в том числе "Ла Скала" и "Комунале".
Имя Валерия Левенталя было на афишах главных столичных театров: Большой, Малый, Станиславского и Немировича-Данченко, Художественный, Театр Сатиры. В Большом театре он работал тридцать лет – одевал в кружево, тюль и шелк балеты и оперы. В 1980 году выпустил сразу две "Чайки": Ефремовскую в МХТ и для Плисецкой в Большом.
Ирина Корчевникова, директор Центрального театра кукол им. Образцова вспоминает: "Он не просто ставил декорации. Он чувствовал режиссера и как мастер работал на сверхзадачу".
Свою карьеру Левенталь начинал в Театре Станиславского и Немировича-Данченко, первый спектакль вышел в 1963 году. Много работал для МХТ: оформил "Московский хор" Петрушевской, "Грозу" Брусникина, осуществил чеховскую эпопею с Ефремовым.
"Олег Николаевич поставил пять пьес Чехова, - добавляет Ирина Корчевникова. - Четыре из них оформил Левенталь. Потом они расстались на время. Ефремов пробовал других художников, но все было не то. В результате снова вернулся к Левенталю".
В середине 1980-х Валерий Левенталь открыл свое отделение театральных художников при Школе-студии МХАТ. С ним работали лучшие профессора. Он выпустил три курса; на шесть студентов приходилось девять педагогов. В середине 1990-х Левенталь уехал в Америку, купил ферму и занялся живописью. В последние годы его сотрудничество с Большим возобновилось. В 2012 году он был сценографом и художником по костюмам оперы "Чародейка", в 2014 году – в постановке "Истории Кая и Герды".
"Магический реализм Левенталя создал отдельную театральную вселенную, - считает генеральный директор Большого театра Владимир Урин. - В противовес лаконизму, графическому аскетизму он принес на сцену новое понимание зрелищности и красоты. Левенталь считал, что театр – это праздник".