Александр Титель: "Многие пытались ему подражать. Но это было невозможно"
На 77-м году жизни скончался Валерий Левенталь – народный художник СССР, сценограф, педагог, профессор, академик Российской академии художеств. Бывший главный художник Большого театра последние годы жил в Америке, занимался живописью, преподавал в Йельском университете. На первом занятии попросил студентов нарисовать все ремарки Чехова. А на принесённых рисунках попросил сдвинуть всю мебель в один угол. Он объяснил это тем, что в России в отличие от Америки нет закона меблировки, всё алогично. Мастер говорил, что ему нравится театр сложный, многослойный, который трудно и дорого делать. Валерий Левенталь продолжал сотрудничество с Большим театром. Недавно презентовал макет новой сценографии балета «Дон Кихот». В будущем сезоне его замысел будет воплощён на Исторической сцене Большого.
Имя Валерия Левенталя было на афишах главных столичных театров. Большой, Малый, Станиславского и Немировича-Данченко, Художественный. В Большом театре он работал тридцать лет – одевал в кружево, тюль и шелк балеты и оперы.
«Это был профессионал высочайшего уровня. Если Левенталь говорил: «Я это сделаю», – то он обязательно делал», – отмечает директор ГАБТ Владимир Урин.
Совсем недавно Валерий Левенталь презентовал макет новой сценографии балета «Дон Кихот». В будущем сезоне его замысел будет воплощен на Исторической сцене Большого. А начинал он свою карьеру в театре Станиславского и Немировича-Данченко. Первый спектакль вышел в 1963-м.
«Многие пытались ему подражать. Но это было невозможно», – убеждён худрук оперной труппы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель.
Левенталь много работал для МХТ – оформил «Московский хор» Петрушевской, «Грозу» Брусникина, осуществил чеховскую эпопею с Ефремовым. Олег Николаевич поставил все пять пьес Чехова. Четыре оформил Левенталь. Ирина Корчевникова – бывший хранитель музея МХТ – много лет изучает творчество Валерия Левенталя.
«Он не просто ставил декорации. Он чувствовал режиссера и, как мастер, работал на сверхзадачу», – вспоминает директор театра кукол имени Образцова Ирина Корчевникова.
В середине 1980-х он открыл свое отделение театральных художников при Школе-студии МХАТ. Выпустил три курса. С ним работали лучшие профессора. На шесть студентов приходилось девять педагогов. Наставник, оформитель, живописец.
«Он, конечно, был шире, чем понятие «театральный художник». Он был мастер просто живописи. У него настолько органично рождалась живопись, настолько она была полнокровной, цветной, яркой. Живопись в том смысле, который мы все придаем изначально этому слову», – говорит народный художник РФ Борис Мессерер.
В середине девяностых Левенталь уехал в Америку, купил ферму и сосредоточился на живописи. В последние годы его сотрудничество с Большим возобновилось. В 2012-м он был сценографом и художником по костюмам оперы «Чародейка», в 2014-м – в постановке «Истории Кая и Герды».
Магический реализм Левенталя создал отдельную театральную вселенную. В противовес лаконизму, графическому аскетизму, он принес на сцену новое понимание зрелищности и красоты. Левенталь считал, что театр – это праздник.
Читайте также: