Состоялось Всероссийское совещание деканов и заведующими кафедрами исторических факультетов
В дипломе выпускников исторических факультетов, как правило, значится – "преподаватель истории". Между тем, высшее историческое образование позволяет работать в музеях, архивах, библиотеках, издательствах, в СМИ. Не говоря уже о том, чтобы профессионально заниматься наукой. В университетах при подготовке специалистов столь широкого профиля сталкиваются с большим количеством проблем. Как их решать? Об этом шла речь на Всероссийском совещании деканов и заведующими кафедрами исторических факультетов. Рассказывает Анастасия Егорова.
Если преподавание истории в школе обсуждается довольно часто, то высшее историческое образование оказывается в тени. Между тем, ситуация в вузах вызывает беспокойство. В ходе идущей оптимизации сокращается штат, сливаются кафедры. Уменьшается и количество бюджетных мест. Преподаватели опасаются, что скоро будет некого учить – зарплата выпускника экономического или юридического факультета сможет покрыть затраченные на обучение средства, гуманитариям же намного сложнее. В Министерстве образования и науки хорошо знакомы с этой проблемой.
"В этом году у нас из 100 закончивших школу – 57 выпускников пойдут на бюджетные места. По решению коллеги Министерства образования и науки мы увеличиваем объем контрольных цифр на четверть, то есть на 25% в 2018 году по этой специальности", – рассказывает министр образования и науки России Ольга Васильева.
Еще одна проблема. До 1-го июля 2017 года необходимо привести в соответствие образовательные стандарты и профессиональные. Речь о том, чтобы на выходе выпускник исторического факультета мог применить свои знания в самых разных областях.
"Если стандарты тех или иных профессий созданы, опубликованы, то стандарт историка не создан и не планируется к выпуску. Был указан целый ряд профессий – это и музейные профессии, и архивные, и туристически-экскурсионные, и всякие другие, которые могут обеспечить стыковку с профилем образования историка", – добавляет член-корреспондент РАН, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Леонид Бородкин.
Профессионалов могут подготовить только профессионалы. Современный вузовский преподаватель должен иметь возможность повышать свою квалификацию, выезжать на конференции, в архивы и библиотеки других городов. Для этого существует система грантов. Будет создана и специальная министерская программа.
"Надо создать такой механизм – расширить курсы повышения квалификациии для того, чтобы наши преподаватели могли быть в курсе тех новых веяний, которые происходят. Министерство обещает профинансировать это", – сообщает академик, научный руководитель ИВИ РАН Александр Чубарьян.
Среди других проблем, которые волнуют преподавателей – насколько эффективно разделение на бакалавриат и магистратуру, а также – как аспирантуру сделать более результативной, чтобы на выходе получать действительно качественные научные работы.