Музей имени Пушкина представляет выставку японского мастера Ясумасы Моримуры
«Когда я ничего не знал об истории искусства» - так называется один из разделов выставки художника Ясумасы Моримуры. Необычная экспозиция открылась в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. На сегодняшний день Моримура – самый известный в мире японский мастер, работающий в жанре апроприации – присвоения, где он одновременно – и модель, и автор концепции. Репортаж Станислава Дорэ.
Ясумаса Моримура работает в жанре апроприации, то есть присвоения. Это когда художник в своей работе использует чужое произведение искусства или воссоздаёт его заново, по-своему. Жанр возник в начале ХХ века, достиг кульминации в эпоху постмодернизма. Самые известные российские представители – это Комар и Меламид, Мамышев-Монро. В Японии – Моримура.
Творчество этого японского художника как только не называют – и маскарадом, и театром одного актёра. Хотя в детстве Моримура о лицедействе и публичности не помышлял. Признаётся, что был очень замкнутым ребёнком, ровесников избегал, много времени проводил один, разыгрывая разные сценки. Говорит, в одиноком детстве и стоит искать истоки его творчества.
"Перевоплощаясь, я чувствую, что внутри меня существует большое количество разных "я", которые я и достаю на поверхность с помощью искусства. Мне бы хотелось, чтобы публика, изучая мои работы, тоже задумалась и увидела внутри себя богатый внутренний мир и множество скрытых "я", - признается японский художник Моримура.
На счету многоликого Моримуры - десятки образов. Первым в 1985-м был Винсент Ван Гог, сегодня этот образ художник называет любимым. В прошлом году, спустя тридцать лет снова в него перевоплотился. А вот в Рембрандта Моримура превращался куда чаще, что, в общем, понятно: голландский художник славился освоим пристрастием к изображению себя. Ещё один любимый автор японца – Фрида Кало. Эти работы особенно полюбились поклонникам современного искусства на грани китча. Самая необычная серия работ – что-то вроде фотокомикса – посвящена шедевру Веласкеса "Менины". Здесь Моримура впервые появился и в образе самого себя.
"Потом начинается серия перевоплощений. Он перевоплощается в героев, и не только Веласкеса, но и с соседних полотен. Происходит такая взаимозаменяемость", - говорит куратор выставки Ольга Аверьянова.
Кстати, Ясумаса Моримура выбирает только автопортреты с историей, с загадками и до конца не изученные. Он не только продолжает игру великих гениев, но и переосмысляет систему традиционных ценностей тонко, философски и иронично.
"Абсолютно японский художник, очень глубокий, очень чувствующий, меняющийся, но остающийся собой, абсолютно целостный", - отмечает директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.
К творчеству Моримуры в мире, конечно, относятся по-разному: его обожают и отрицают, одни считают искусством, другие – абсолютным китчем. Сам Моримура убеждён, что "искусство в основе своей – развлечение, и даже Микеланджело и да Винчи были затейниками, а он сам – не более чем конферансье, который хочет сделать искусство весёлым".