5 мая 2016, 13:22 5 мая 2016, 14:22 5 мая 2016, 15:22 5 мая 2016, 16:22 5 мая 2016, 17:22 5 мая 2016, 18:22 5 мая 2016, 19:22 5 мая 2016, 20:22 5 мая 2016, 21:22 5 мая 2016, 22:22 5 мая 2016, 23:22

Премьера. "Мировая опера. Русский след"

  • Премьера. "Мировая опера. Русский след"
  • Премьера. "Мировая опера. Русский след"
  • Премьера. "Мировая опера. Русский след"
  • Премьера. "Мировая опера. Русский след"
12 мая в 22:40 в эфире телеканала «Россия К» – премьера документального фильма «Мировая опера. Русский след» о современных российских звездах мировой оперной сцены.

12 мая в 22:40 в эфире телеканала «Россия К» – премьера документального фильма «Мировая опера. Русский след» о современных российских звездах мировой оперной сцены.

Мир оперы не имеет границ, как нет их и в мире музыки. Причем, и в переносном смысле, и в прямом: сегодня, например, может состояться спектакль в Венской опере, послезавтра – в Парижской национальной опере, а через две недели – на сцене Метрополитен-опера. И работать в таком режиме абсолютно нормально для современных вокалистов. Необычным выглядит лишь то, что в XXI веке на афишах ведущих музыкальных домов мира чаще, чем обычно, присутствуют русские фамилии.

«Россия всегда была щедрой на голоса – природные, чистые, сильные, выразительные. Но в последние 20 лет их стало гораздо больше. Выросло целое поколение, которое великолепно владеет сложнейшей техникой», – говорит музыкальный критик театра «Ла Скала» Джованни Гаваццени-Рикорди (Италия).

Это стало настолько повсеместным, что в музыкальном мире заговорили о некоем феномене востребованности русских вокалистов. Авторы документального фильма «Мировая опера. Русский след» (12 мая, 22:40) пытаются разгадать этот феномен и на примере современных российских оперных звезд – Ильдара Абдразакова, Альбины Шагимуратовой, Дмитрия Корчака, Ольги Макариной, Родиона Погосова и Василия Герелло – постараются рассмотреть общие черты целой плеяды исполнителей.

Феномен действительно существует, и его пытаются объяснить и в нашей стране, и за рубежом. Например, если у драматических актеров успешная карьера за рубежом – случайность, в балетном мире триумфа на Западе достигают лишь уникальные личности, то среди русских вокалистов это случай не единичный, а скорее, явление, что позволяет говорить о поколении современных российских звезд мировой оперной сцены.

«Русские певцы сегодня – это наш главный потенциал. Большинство моих коллег, включая меня, когда ищут новые голоса, новые таланты, то главный рынок, который рассматривают, – это русскоговорящий рынок. Ваша культура, язык, традиции – все это по-прежнему влияет на восхитительные по красоте голоса, которые мы разбираем в большие и малые театры по всему миру», – заявляет кастинг-директор Парижской национальной оперы Ильяс Цемпетонидис.

Контракты с лучшими оперными домами мира – это уже факт личных биографий талантливых певцов из России. Один из них – солист Мариинского театра Ильдар Абдразаков. Более 15 лет он выступает на ведущих оперных сценах мира, и 12 лет он – солист Венской оперы. Еще один наш соотечественник – Дмитрий Корчак – живет в Вене и уже более 10 лет выступает в Европе и Америке. Солист Мариинского театра Василий Герелло, которого называют «самым русским итальянцем», выступает на сцене ведущих оперных театров с середины 1990-х годов. Ольга Макарина – около 20, а Родион Погосов – около 15 лет имеют контракты с Метрополитен-опера, а в Москву приезжают лишь как солисты этого театра. Этот же театр больше всего ценит и Альбина Шагимуратова, выступая при этом и на других оперных сценах мира.

Что нужно вокалисту, чтобы добиться успеха? На этот вопрос герои фильма отвечают так: встретить своего педагога, наставника, который, несмотря ни на что сумеет разглядеть настоящий талант. Для Василия Герелло, например, таким человеком оказалась профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории Нина Александровна Серваль, которая приняла его в свой класс на первый курс без диплома музыкального училища. Для Альбины Шагимуратовой – Дмитрий Вдовин. «Именно он научил меня европейской манере пения. Он говорил: "Да, ты - русская певица, но ты должна уметь спеть итальянскую, французскую или немецкую оперу на таком же высоком уровне, как это спела бы итальянская, французская или немецкая певица"», – делится Шагимуратова.

В судьбе Анны Нетребко наставником оказалась Ирина Архипова, которая сумела разглядеть в молодой, неопытной певице будущую оперную диву. Закономерно, что толчком в карьере является победа на конкурсах. Но иногда успех зависит не только от исполнителя. Как считают сами вокалисты, в самом начале карьеры важен случай, стечение обстоятельств, когда именно твой голос будет услышан, выбран из множества других.

Что же такого особенного произошло в последние два десятилетия, что поспособствовало увеличению количества успешных карьер российских исполнителей в мире? «Благодаря тому, что в конце 1980-х годов наша страна открылась, на Запад хлынула целая река из русских исполнителей и певцов», – объясняет художественный руководитель Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин. А еще он видит причину – в изменении театральной политики в России. Если раньше на сцене главенствовала русская опера, то теперь театральный репертуар очень широк: Моцарт, Гендель, Беллини, Доницетти, лирические оперы французских композиторов и многие другие. Благодаря этому русские вокалисты стали учить языки, у них появилась возможность совершенствовать, шлифовать, оттачивать, доводить до блеска свое вокальное мастерство в Европе и Америке.

Так что же отличает русского певца? Одни считают, что тембр голоса, другие – широкая русская душа, третьи – живое пронзительное пение. Но, наверное, это все вместе плюс жизненный и сценический азарт, неистовость, одержимость в работе, а еще – особое отношение к искусству как к чему-то святому. И самое главное – талант, который рвется наружу, уничтожая любые границы. 

Пресс-служба телеканала «Россия К»

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация