К юбилею Федоскинской лаковой миниатюры готовят выставку
В 1795 году купец второй гильдии Пётр Коробов основал фабрику по изготовлению козырьков из папье-маше для военных головных уборов. Из такого тривиального производства и родилась знаменитая на весь мир Федоскинская лаковая миниатюра. Расцвет промысла пришелся на вторую четверть XIX века – именно тогда фабричные изделия стали украшать миниатюрами в классической живописной манере. Эта традиция сохранилась и в наши дни.
Село Федоскино расположено в 30 километрах от Москвы. Среди сосен, вблизи Пироговского водохранилища художники, шлифовщики и другие мастера, как и две сотни лет, назад создают шедевры. Федоскинскую лаковую миниатюру считают, с одной стороны, потомком шинуазри – стилизацией под китайский стиль, с другой – последователем ведущей европейской фабрики Иоганна Штобвассера, изготовлявшей табакерки.
«Самое интересное и самое лучшее, что было наработано во всех странах Европы и в странах Азии, нашло свои отклики в Федоскинской лаковой миниатюре», – отмечает главный художник Федоскинской фабрики миниатюрной живописи Елена Моисеева.
Расцвет лаковой миниатюры пришелся на то время, когда во главе производства встал купец Лукутин. В своем доме он основал рисовальную школу. Сейчас – это музей народного промысла.
«В этом доме с конца XIX века работали мастера лакового промысла. А на втором этаже жили, нуждающиеся в жилье работники предприятия, управляющий, который заведовал усадьбой, и жили ученики», – поясняет заведующая отделом Московского областного музея народных художественных промыслов Любовь Рогатова.
Вступить на путь художника можно здесь же в Федоскино, поступив в училище миниатюрной живописи. Ему уже больше 80 лет. Главный предмет – производственное мастерство – студенты осваивают не по учебникам – их просто нет для этого умения, а из-под руки мастера.
«Специфика миниатюры – во многих отраслях. Это может быть и книжная графика, и модное сейчас расписывание автомобилей. Если человек умеет писать, выполнять что-то руками, он чаще всего остается», – говорит директор Федоскинского филиала лаковой миниатюрной живописи Высшей школы народных искусств Михаил Салтанов.
Мастерство изготовления шкатулок часто – дело семейное, передается от отца к сыну. В семье Рогатовых лаковой миниатюрой занимается уже пятое поколение. Дмитрий долгое время работал на фабрике, сейчас – свободный художник.
«Для миниатюр – это вообще интересно, когда пишешь, надо вжиться в образ, это обязательное условие. Если рисуешь ярмарку и представляешь себя внутри: шум, гам, музыка. Когда ты ощущаешь это, значит точно все получится», – делится художник Дмитрий Рогатов.
Мотивы, ставшие символами лаковой миниатюры – катание на тройке, русские гуляния, чаепитие – популярны и сейчас.
Художники, как и 220 лет назад, делают мини-копии произведений известных живописцев. Много работ выполняется под заказ. На современных шедеврах – и редкие эксперименты с материалами и техниками.
«У нас реалистический подход. Мы пишем и пейзаж, и натюрморт, и архитектурный пейзаж. Самый главный конек федоскинского мастера – портретная живопись», – рассказывает главный художник Федоскинской фабрики миниатюрной живописи Елена Моисеева.
Технологии изготовления шкатулки не меняются на протяжении двух веков. На то, чтобы превратить листы картона в ларец, нужно около полугода. В год фабрика выпускает чуть больше тысячи шкатулок. Большая выставка, посвященная юбилею федоскинского промысла, откроется 16 июня в Коломенском.