"Искусство Центральной Африки" демонстрирует выставка в Пушкинском музее
Из Конго в Москву – через Париж. В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка «Искусство Центральной Африки». Экспозиция специально подготовлена для столичной площадки парижским Музеем на набережной Бранли, обладающим богатой коллекцией предметов примитивного искусства Африки, Азии, Америки и Океании. В Москву привезли 190 предметов.
Как только посетители переступают порог выставки, невольно замирают. На них обращены взоры сотни глаз. Здесь - изображения предков, антропоморфные статуэтки и маски духов. Все они - защитники Банту – этнических групп, живущих у реки Конго. Эти реликварии конца XIX века сделаны из меди и латуни неслучайно: племя Мгулу-нгулу верило: блеск металла отпугивает злых духов. Посреди одного из залов – огромный саркофаг. Это единственный экземпляр, такого больше нет ни в одной коллекции мира.
«До наших дней он дошел, потому что не использовался по назначению. Хранился в семье человека, которому предназначался. Скорее всего человек был рыбаком, о чем говорит форма – напоминает лодку. В верхней части – плавник, здесь же - несколько атрибутов ловли – изображение лодки, весла», - отмечает хранитель выставки, старший научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ имени А.С. Пушкина Наталья Кортунова.
Те, кто жил в тропических лесах Центральной Африки, носили маски в форме сердца. Идентичных друг другу здесь нет – каждая – прической или шрамом – характеризовала личность и социальный статус владельца. Отдельная часть выставки посвящена женским образам. С развитием сельского хозяйства и увеличения демографии в Саванне женщина обрела статус божества.
«Считалось, что женщина соединяет землю с небосводом и является связующим звеном между людьми и потусторонними силами. Ее образ изображали на наконечниках стрел, амулетах, расческах и табуретках, на которых сидел вождь», - рассказала куратор выставочного проекта Франсуа Нейт.
Воспринятое поначалу европейцами как «страшное, дьявольское», африканское искусство уже в начале XX века стало высоко цениться в западной культуре, особенно у тех художников, которые экспериментировали с формой. Считается, что именно эта культура подарила миру и кубизм.
Анри Матисс был одним из первых, кто обратил внимание на неевропейское искусство. Поклонник яркого цвета и свободной композиции - он искал вдохновения в работах исламских мастеров, искусстве Дальнего Востока и Черного континента. На протяжении всей жизни Матисс собирал коллекцию предметов, созданных африканскими народами. Так, к примеру, конголезские ткани украшали стены спальни и мастерской в доме художника. В письме к сестре он писал, что часто подолгу смотрел на них в ожидании вдохновения.
Именно благодаря этим тканям возникли знаменитые декупажи Матисса – яркие экзотичные аппликации. К примеру, - «Метатели ножей» и «Кодомасы». Африканские мотивы прослеживаются в творчестве и других авангардистов – Гогена, Пикассо, Модильяни.
«Конголезское искусство - это то самое искусство, которое спровоцировало нынешних классиков – художников XX века – Пикассо, Дерена, Джакометти», - отметила директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Марина Лошак.
Живописную, бурлящую «Реку Конго» уже показали в Сингапуре, Шанхае, Сеуле и Мехико. В Москве к выставке подготовили и образовательную программу – «Африканское лето в Пушкинском». В ее рамках пройдут лекции, состоятся концерты современной африканской музыки и кинопоказы.