Меланхолик рассмеется, весельчак станет еще веселее! "Атака Дон Кихотов" продолжается
«Донкихотство» - это помешательство, которое не должно настораживать, должно скорее симпатию вызывать, а ещё вызывать подъём творческих сил, рождать вдохновение и непреодолимое желание создавать что-то на уровне не ниже Мигеля де Сервантеса.
В числе тех, кто не в силах был устоять перед соблазном изобразить Дон Кихота и его похождения, были и великий Сальвадор Дали, игравший в безумие, и Анатолий Зверев. И как удивительно родственно смотрятся Дон Кихоты того и другого!
Дон Кихот уже 400 лет в боях и сражениях. Уже 400 лет его образ захватывает умы. Атакует тех, кто и сам не прочь повоевать с мельницами или склонен к мудрому безумию. Философы, писатели и художники находят черты Дон Кихота в себе и наделяют ими своих персонажей.
Самым педантичным иллюстратором был Гюстав Доре. Он взял Дон Кихота измором, запротоколировал все его приключения, сделал 370 изображений - целый графический роман.
«Браво, Дал, ты проиллюстрировал Сервантеса», - так написал Сальвадор Дали в своем «Дневнике гения». Он буквально расстрелял Дон Кихота: как раз тогда, в 1945-м, увлеченно практиковал свой новый метод живописи - булетизм. Он наполнял краской носорожьи рога и палил по камням. Чуть позже по заказу парижского издателя романа сделал литографии. Для выставки их предоставил Борис Фридман.
«Это не изображение Дон Кихота, это размышления Дали, вызванные произведением. Это нельзя рассматривать, как бытописание, это то, что происходит с человеком, когда он погружается в один из самых легендарных романов», - рассказал коллекционер Борис Фридман.
Анатолий Зверев телом был как Санчо Панса, а духом - как Дон Кихот. Самый настоящий рыцарь московского арт-ордена, он был буйным фантазером и благородным странником. Была у Зверева и своя Дульсинея - Оксана Асеева. Так что иллюстрировать приключения Дон Кихота Звереву было легко - писал идальго, как с натуры. Работал как всегда быстро, горячо и задиристо.
«Видите, он скачет, спешит, энергичен и разнообразен. Нет статичности, которую видим у других авторов. У него есть огромная энергия, и она выражена в пластике, цвете, рисунке», - пояснила куратор выставки Полина Лобачевская.
Художник Платон Инфанте во время работы над своей инсталляцией «Стань Дон Кихотом» точку опоры нашел в седле. На острие копья он подвесил иллюзии. Дон Кихот не отличал реальный мир от виртуального. А Платон Инфанте поставил в этом вопросе точку. Прямо на самой границе этих миров. «Атака Дон Кихотов» будет продолжаться - в Музее Анатолия Зверева умеют расширять пространство.
«Мы очень постараемся это сделать во время сопроводительных программ, которые будут в музее. Это детские мастер-классы, специальные лекции, посвященные иллюстрациям к роману Сервантеса, и кинопоказы, которые будут называться “Дон Кихоты испанского кино”», - отмечает генеральный директор Музея AZ Наталия Опалева.
Анатоль Франс сказал: «Несчастен тот, в ком нет хотя бы крупицы Дон Кихота». В Музее Анатолия Зверева несчастных нет.