Борис Эйфман представил московской публике спектакль "Чайковский. PRO et CONTRA"
Петербургский Театр балета Бориса Эйфмана впервые показал в столице новую постановку «Чайковский. PRO et CONTRA». Московская премьера состоялась в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес». Большинство спектаклей Эйфмана поставлено как раз на музыку Чайковского – для хореографа это уже не просто любимый композитор, а почти соавтор. Но Эйфман не был бы Эйфманом, если бы предложил публике гладкий пересказ хрестоматийной биографии кумира.
Новый рассказ Бориса Эйфмана о Чайковском весной увидели в Петербурге. Тогда же питерская пресса предположила, что спектакль на гастроли не поедет – слишком сложная сценография. Но, вот спектакль здесь, и все в сборе – Борис Эйфман и Петр Чайковский, вернее, Чайковский и его двойник.
Кто из них кто – без программки определить сложно. Костюмы, рост, стать – настоящие близнецы. Даже на афише – Чайковский – в двух лицах. Вот они – pro et contra, за и против – борьба двух сил в одном человеке.
«Pro et contra – это сама личность Чайковского, это его борьба между богом и дьяволом. Это и мое личное отношение к нему. Это тот акцент, который я хотел бы сделать в этом спектакле», - делится хореограф, худрук Санкт-Петербургского Театра балета Борис Эйфман.
У этого спектакля долгая история, длиной в 23 года, когда у Эйфмана появилась первая постановка о композиторе. Но этот балет – не реинкарнация, это новый рассказ новым хореографическим языком в новом пространстве декораций.
«Получается балет как дневник. Его мысли и иногда бывает общение тет-а-тет со зрителями, наедине», - говорит солист Санкт-Петербургского Театра балета Бориса Эйфмана Олег Габышев.
Когда Олег Габышев пришел в театр к Эйфману, первая постановка «Чайковского» гремела. Тогда рассказывали о душевных терзаниях композитора, сейчас – о его творческих муках.
Главные действующие лица в спектакле – те же, что и в жизни. Покровительница композитора баронесса фон Мекк, с которой они переписывались 13 лет, и ни разу в жизни не виделись. Его жена Антонина Милюкова, которая после разрыва с Чайковским, оказалась в психлечебнице.
«Она не могла достучаться до него. Он от нее прятался, избегал, уезжал в Москву и в Питер, а она ездила за ним, селилась в соседних номерах, стучала, не давала ему прохода», - рассказывает солистка Санкт-Петербургского Театра балета Бориса Эйфмана Любовь Андреева.
Его человеческие слабости, бесы и терзания, его запретная любовь – все в этом спектакле. Кому как не Борису Эйфману, у которого это уже седьмой балет на музыку классика, под силу погрузиться с головой в эту бесконечную вселенную под именем Чайковский.