21 мая 2018, 19:50 21 мая 2018, 20:50 21 мая 2018, 21:50 21 мая 2018, 22:50 21 мая 2018, 23:50 22 мая 2018, 00:50 22 мая 2018, 01:50 22 мая 2018, 02:50 22 мая 2018, 03:50 22 мая 2018, 04:50 22 мая 2018, 05:50

Друзья и коллеги вспоминают Александра Аскольдова

  • Друзья и коллеги вспоминают Александра Аскольдова
  • Картинка
    На 86-м году жизни скончался режиссер Александр Аскольдов
  • Друзья и коллеги вспоминают Александра Аскольдова
На 86-м году жизни скончался режиссер Александр Аскольдов, автор фильма «Комиссар», который более 20 лет был запрещен к показу, а когда вышел на экраны, получил международное признание.

На 86-м году жизни скончался режиссер Александр Аскольдов, автор фильма «Комиссар», который более 20 лет был запрещен к показу, а когда вышел на экраны, получил международное признание.

Знаменитая картина «Комиссар», снятая по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», ‒ единственный художественный фильм Александра Аскольдова. До этого работал в аппарате Министерства культуры СССР, был помощником министра культуры Фурцевой, членом сценарно-редакционной коллегии Госкино СССР, но решил стать режиссером. «Комиссар» ‒ его дипломная работа на Высших режиссерских курсах. 

«Фундаментальное событие для отечественного кинематографа. Картина эпического наполнения с гениальной работой пары, я имею в виду Нонну Мордюковой и Ролана Быкова, чрезвычайно глубокая по мысли, очень насыщенная эмоционально. Это, безусловно, кинематографический шедевр», ‒ отметил режиссер, народный артист России Вадим Абдрашитов.

В 67-м фильм запретили, негативы смыли, Аскольдова исключили из партии и уволили из киностудии с формулировкой «профнепригоден». А дальше ‒ долгие годы творческой невостребованности.

«Даже термин такой родился, о котором я только я слышал, мы разного поколения, “Аскольдова могила”, потому что фильм был положен на полку, и его показали много-много лет спустя. Ситуация с ним совершенно уникальная», ‒ подчеркнул режиссер, народный артист России Владимир Хотитенко.

«Аскольдов Саша ‒ это пример мужества, творческой стойкости до конфликта со всем окружающим ради утверждения своих убеждений, своей позиции, своего права художника», ‒ добавил киновед Армен Медведев.

За свое право художника Аскольдову пришлось бороться даже в эпоху «перестройки» и гласности. В 1987 году на Московский кинофестиваль приехали выдающиеся кинематографисты, деятели культуры со всего мира, в том числе и Габриэль Гарсия Маркес. Все они стали свидетелями, как на одной из пресс конференций Аскольдов буквально вырвал микрофон и попросил вернуть его фильм зрителям. Сам он рассказывал, что, возможно, помог ему именно Габриэль Гарсия Маркес.

«Горбачев принял Маркиса, и Маркис точно ему сказал: “Покажите картину”, и показали истрепанную копию, была плохая копия, 11 июля 87-го года в Белом зале Дома кино», ‒ вспоминал Александр Аскольдов.

Окончательное решение было принято только через год на самом высоком партийном уровне.

«Выпустить фильм “Комиссар” ограниченным тиражом, подписи восьми членов Политбюро. Вот это как было. А за этим ‒ ежедневная борьба», ‒ рассказывал Александр Аскольдов.

После 20 лет забвения фильм, наконец, увидели зрители и профессиональное сообщество. Картина получила множество наград. А Нонна Мордюкова за свою работу 20-летней давности была объявлена в числе лучших актрис XX века.

«Искусство не может спасти, не может вылечить, но расшевелить душу человека, попытаться ее сориентировать в этом хаотическом мире может», ‒ верил Александр Аскольдов.

Новости культуры

Смотрите также:

Линия жизни. Александр Аскольдов

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация