"Русская антреприза" предлагает провести "Два часа в благородном семействе"
В петербургском театре «Русская антреприза имени Андрея Миронова» показали спектакль «Два часа в благородном семействе, или о чем скрипела дверь» по пьесе Александра Амфитеатрова. Автор трех десятков романов и нескольких сотен очерков, часто выступавший под псевдонимом Московский Фауст, Амфитеатров был очень популярен на рубеже XIX - XX веков. Многие критики упрекали невероятно плодовитого автора в «фельетонном стиле» и поверхностном взгляде на жизнь. Но характерные детали этой жизни Амфитеатров описывал ярко и умело, что и придает его сочинениям документальную ценность.
Все смешалось в доме генерала после того, как лакея Федора застали пробирающимся ночью по коридору. Расследование, к кому он шел и зачем, вскрыло целый клубок запутанных отношений между домочадцами, их тайных романов и интриг. А театр «Русская антреприза» открыл для российской публики автора - Александра Амфитеатрова, которого и до революции практически не ставили. По мнению авторов спектакля, совершенно незаслуженно.
«Потому что этот автор - совершенно замечательный, пишет про сегодняшний день. Прекрасный русский язык, прекрасные диалоги. Он знает хорошо театр, и он прекрасно выписывает диалоги, и это меня очень привлекло. Ну, и юмор, конечно», - объясняет режиссер, заслуженный артист России Евгений Баранов.
Незатейливая история под пером другого драматурга так и осталась бы типичной комедией положений. Но только не у Амфитеатрова, по-журналистски точно определившего жанр своей пьесы.
«У него жанр определяется как "происшествие". Но происшествие совершенно в комедийном ключе. Но этот комедийный ключ дает нам очень большую мысль о нас, людях, какие мы, и о том, что надо прекратить русским делиться. Иначе мы погибнем», - говорит Евгений Баранов.
«Два часа в благородном семействе» напечатали в 1909-м, но события происходят в конце девятнадцатого века, когда революционные веяния лишь начинались в обществе. В "Русской антрепризе" увидели и развили то, о чем в пьесе было сказано лишь намеком. Мысль - к каким бедам приведет расслоение в обществе, невежество и нетерпимость. В главной роли отставного генерала - Рудольф Фурманов. Два часа в инвалидном кресле в наблюдениях за перипетиями сюжета и в острых комментариях.
«Казна - дворянское дело. Ежели один при безотчетных суммах, а другой по народному продовольствию, тут и святой украдет». Вот такие слова у генерала», - цитирует народный артист России, исполнитель роли Генерала Рудольф Фурманов.
Но роль, по собственному признанию Фурманова, потребовала огромного физического напряжения. Ведь играют артисты не персонажей из сатирического журнала столетней давности, а людей с настоящими чувствами и эмоциями.