"Ветер времени" - тема московской биеннале "Мода и стиль в фотографии"
Подобно оружию, искусство фотографии рассчитано на массовое поражение. Может поразить воображение множества людей и увлечь множество людей в кратчайший срок и численностью, и силой воздействия. Массовость, наследственное свойство фотографии, особенно очевидна по ходу таких событий, как Московская международная биеннале «Мода и стиль в фотографии». Полтора десятка музеев и галерей отдали своё пространство под четыре десятка её проектов. Самая массовая экспозиция открылась на этой неделе в Центральном Манеже, и здесь реально чувствуется «Ветер времени» - именно этой парой слов обозначена тема нынешней - десятой - биеннале. Репортаж Станислава Дорэ.
Биеннале «Мода и стиль в фотографии» как всегда берёт количеством и разнообразием, яркими и неоднозначными выставками. Кажется, что у проектов, представленных в Манеже, ничего общего - настолько они визуально полярны. Но связующая нить есть - это общая тема биеннале «Ветер времени». Правда, основное внимание – современным тенденциям.
«Если мы не понимаем наше время и не смотрим на молодежь, то мы остаемся с классикой, но в другом, в последнем вагоне, нам хотелось поймать сегодняшний день», - объясняет директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
Новых звёзд французской фотографии представляет экспозиция Circulation - так называется модный фестиваль, который проходит в Париже. Российские кураторы отобрали 27 лучших, по их мнению, художников за всё время существования смотра. Среди них - Эрик Пийо, который своими моделями сделал обитателей зоопарка.
«Кажется, что эти животные сфотографированы в натуральной среде, - рассказывает главный куратор Мультимедиа Арт Музея Анна Зайцева, - но на самом деле они на фоне задников, нарисованных художниками. Это история о том, как в нашем мире, где все подлежит цифровой обработке, сложно отличить природу от неживого».
Тенденции в фотографии Северной Америки представляет автор из Канады Кортни Рой в своём проекте «Вымышленная Калифорния». Главной героиней стала сама фотограф, которая путешествуя по этому штату, повстречала много необычных людей.
«В Лос-Анджелесе я встретила супермена, виделась с ним не раз и была удивлена тем, что он всегда ходит в одном и том же костюме. Даже на съёмку ко мне на автобусе в этом образе приехал. Он уверял меня, что он - реальный супермен. Я тогда смеялась, а теперь думаю, что, может, это действительно был он?» - говорит Кортни Рой.
Коллажи с голливудскими звёздами представляет французская арт-группа «Мазаччо и Дровилал». В мир детства погружает проект Игоря Самолёта «Завтрак для Артёма», главный герой которого - племянник художника. Александр Ануфриев иронизирует на тему традиционных ценностей в серии работ «Фрагменты».
«Славянская культура прёт отовсюду, и не то, чтобы это плохо. С другой стороны, здесь можно найти критический контекст: это все-таки с вопросительным знаком больше проект», - считает фотограф Александр Ануфриев.
Фестивалю «Мода и стиль в фотографии» - 20 лет. Центральный Манеж - постоянная площадка биеннале, которая, кстати, в этом году отмечает своё 200-летие. Специальный проект к этой дате знакомит публику с историей Манежа, и это совсем иная культура и эстетика, так что посетители биеннале могут наглядно уловить тенденции разных эпох и сделать выбор, какая мода и стиль им ближе.
Читайте также:
Социум в объективе российского и британского фотографов – на биеннале "Мода и стиль в фотографии"
Выставку работ Евгения Халдея приурочили к 100-летию со дня рождения фотожурналиста
Персональная выставка Филиппа Халсмана проходит в рамках биеннале "Мода и стиль в фотографии"
Биеннале "Мода и стиль в фотографии" открывается выставкой Филиппа Шанселя