День памяти погибших в радиационных катастрофах
26 апреля отмечается День памяти погибших в радиационных катастрофах. 26 апреля в 21:15 на телеканале «Россия К» будет показан документальный фильм Ивана Твердовского «Зона молчания».
26 апреля 1986 года произошла одна из самых страшных техногенных катастроф в истории человечества – авария на Чернобыльской АЭС. Трагедия коснулась миллионов людей: и тех, кто попал под радиоактивное облако, и тех, кто ликвидировал последствия катастрофы.
Документальный фильм «Зона молчания» (26 апреля, 21:15) – это рассказ свидетелей той ужасной катастрофы – журналиста Александра Сироты, чье детство прошло в Припяти, академиков Юрия Израэля и Леонида Ильина, писателя Владимира Губарева, руководителя работ в опасной зоне генерал-майора Николая Тараканова, бывшего председателя Совета министров СССР Николая Рыжкова. У каждого из героев фильма – своя правда и своя личная драма, связанная с Чернобылем.
Недалеко от Чернобыльской АЭС находится город Припять, ставший после аварии мертвым городом, городом-призраком. Жители покинули его навсегда. В 1986 году Александр Сирота учился в припятьской школе. Спустя 25 лет он приехал вместе со съемочной группой в город своего детства, чтобы пройтись по теперь уже мертвой Припяти: «Город наш был солнечный и счастливый и очень творческий. Население – физики-атомщики, в основном сотрудники ЧАЭС. В свободное от работы время они писали песни и стихи, играли в любительских спектаклях. Моя мама, которая работала в доме культуры, называла Припять "городом гонимых талантов". 26 апреля был теплый весенний субботний день. Город жил обычной жизнью: дети играли на улице, кто-то ехал на рыбалку. Утром я пошел в школу. После второго урока все учителя ушли на совещание. Мы с ребятами побежали купаться на речку, где почти до вечера провозились на берегу, строя крепости и блиндажи. Эвакуацию Припяти объявили только на следующий день, когда на самом деле уже весь город был накрыт радиационным облаком, но никаких предупреждений не было. Причем прошла информация, что нас везут в палаточный городок, а через три дня все вернутся домой. Многие расценивали это как выезд на природу. Но, как оказалось, никто сюда так и не вернулся».
Через несколько дней было принято решение эвакуировать все населенные пункты, находящиеся в радиусе 30 километров от Чернобыльской АЭС. «Самое печальное, что я видел, – это как уезжали люди, – вспоминает академик Юрий Израэль. – 4 мая была Пасха, старушки сидели в платках с цветными узорами, им разрешено было взять с собой по одному узелку. Эти бабушки уезжали навсегда, а домики их стояли, такие маленькие и аккуратные, цвели каштаны. Было видно, как уходила жизнь».
Многие знакомые Александра Сироты умерли молодыми, мать в 35 лет стала инвалидом: «Первые проблемы со здоровьем у нас начались через полгода. Внезапно болезни стали хроническими, хотя в принципе никогда ничего не беспокоило. Хроническими они оставались до того времени, пока врачи не связали их с аварией. Через пять лет после аварии мама стала инвалидом, и с тех пор практически не выходит из дома». Он уверен: если бы жители сразу узнали правду об аварии, многие ушли бы из зараженной зоны пешком. «Сегодня Припять – мертвый город; то, что с ним будет дальше, легко спрогнозировать, – говорит Александр. – Но пока он есть, хорошо было бы, чтобы все люди доброй воли узнали о его судьбе, увидели бы его сами, и, возможно, посетив это место, они смогут жить так, чтобы после них не оставались руины и мертвые города».
Пресс-служба телеканала «Россия К»